crm

До семинара в Сочи осталось

  • 4
  • 5
дней

Блог

Главная Отсутствие адреса дома в ФИАС – это проблема управляющей организации?

Тема

Автор

за


Отсутствие адреса дома в ФИАС – это проблема управляющей организации?

Источник фото: https://www.pexels.com/

Мало кто из сотрудников и руководителей управляющих организаций испытывает положительные эмоции при упоминании о ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства).

По замыслу разработчиков данная система должна быть местом, где собрана вся информация по многоквартирным домам, управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям для надлежащего контроля за выполнением своих обязанностей всем участниками жилищно-коммунальных отношений.

В пункте 2 статьи 1Федерального закона № 209-ФЗ от 21 июня 2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон 209) указано, что целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Как писал Лев Толстой: «Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Несмотря на выделенные и потраченные на разработку ГИС ЖКХ огромные денежные средства, она так и не работает надлежащим образом до настоящего времени.

Боюсь, что, несмотря на вбуханные миллиарды бюджетных (читай - денег налогоплательщиков, то есть наших с вами) ее также постигнет участь печально известной ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). ЕГАИС — это автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которую пытаются внедрить с 2005 года. Но эта система также не работает надлежащим образом, и, как сказано в Википедии: по мнению экспертов, «ущерб от ошибок при внедрении ЕГАИС для участников рынка составил сотни миллионов, если не миллиарды долларов». На дворе – 2018 год, то есть за 13 лет система так и не стала работоспособной…

Вот и ГИС ЖКХ никак не заработает как следует: то пропадают документы и информация после очередного «…надцатого» за 4 года обновления системы, то отсутствуют адреса домов, то еще какая-нибудь напасть случится с ГИСом… А несут ответственность и страдают, в том числе и финансово, по большому счету, управляющие организации – самые «богатые» участники этого рынка. Но, как говорят суды в своих решениях, все это - предпринимательские риски коммерческой деятельности в сфере управления МКД коммерческих организаций.

Да и органам Госжилнадзора (далее – органы ГЖН) без разницы, по какому основанию выписать очередной протокол, даже если нарушение минимальное и не наносит никому ущерба: ведь суды все равно практически всегда на стороне надзорных органов. Они редко признают их действия незаконными. А решения о прекращении административных дел выносят только очень смелые и бесстрашные судьи.

Именно про отсутствующие адреса многоквартирных домов (далее – МКД) в ГИС ЖКХ мы и поговорим в настоящей статье.

1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 443), который закрепил существование ФИАС и определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 384 Федеральная налоговая служба (далее по тексту – ФНС) России определена оператором ФИАС, а Минфин России – органом нормативно-правового регулирования в сфере адресных отношений.

Частью 3 ст. 5 закона 443 установлено, что органы местного самоуправления (далее – ОМСУ), органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия:

  1. присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

  2. размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Указанные органы несут ответственность за надлежащее содержание информации в ФИАС и должны проводить работу по проверке информации в системе, а также размещению новых адресов, исправлению ошибок в старых адресах в ФИАС.

Согласно пункту 3 ст. 9 закона 443 ОМСУ, органы государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обязаны в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра:

  1. проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;

  2. разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Порядок ведение государственного адресного реестра установлен Приказом Минфина России от 31.03.2016 № 37н «Об утверждении Порядка ведения государственного адресного реестра» (далее по тексту – Приказ 37).

Согласно пункту 3 Приказа 37 сведения в реестре размещаются:

органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов; оператором системы.

Но на деле почему-то делать это приходится управляющим организациям, которые не могут внести сведений в ГИС ЖКХ из-за отсутствия или неверного указания адреса МКД, вследствие чего получающие отказы от органов ГЖН.

Согласно пункту 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Таким образом, правом вносить изменения в ФИАС обладают органы местного самоуправления или оператор системы по заявлению заинтересованных лиц либо без такового при обнаружении недостоверной информации либо ее отсутствии о каком-либо адресе.

Сроки ответа на заявление заинтересованного лица о внесении адреса дома в ФИАС либо исправлении некорректной информации законом не установлены.

В соответствии с пп «г» пункта 5 Приказа Минстроя РФ № 938/пр от 25.12.2015 г. «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее по тексту – Приказ 938) орган Государственного жилищного надзора (ГЖН) проверяет выполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе ГИС ЖКХ, в случае наличия данной обязанности у заявителя.

Подпунктом «а» пункта 9 Приказа 938 установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 Приказа.

То есть, при отсутствии адреса МКД в ФИАС, управляющая организация не сможет выполнить требования ст. 198 ЖК РФ, и однозначно получит от ГЖН отказное решение. Хотя вина за отсутствие такого адреса лежит на операторе системы и ОМСУ.

Но в законе почему-то не прописаны санкции к нарушителям, отсутствуют также штрафы на должностных лиц в этом случае и в КоАП РФ. Практически не встречаются судебные решения о возмещении убытков ненадлежащим исполнителями в лице государственных органов и органов местного самоуправления. И, заметьте, бегают и доказывают «очевидное» не те, кто писал вывески, и не те, кто скрепил своей подписью адрес в официальном документе, и даже не специалисты оператора ФИАС либо ОМСУ, которые косячат либо не делают то, что должны. Бегают без вины виноватые управляющие организации.

Судебная практика не признает незаконными действия органов ГЖН при отказе во внесении в реестр лицензий субъекта РФ сведений о МКД при отсутствии адреса дома в ФИАС.

Например, Постановление 3 ААС от 1 сентября 2016 г. по делу № А33-1216/2016:

«Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы общества о том, что информация по остальным многоквартирным домам не вносилась в программу по причине отсутствия адресов управляемых объектов в Федеральной информационной адресной системе ГИС ЖКХ.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности по внесению указанной информации в период с 01.08.2015 по 26.10.2015. Скриншот страницы исходящей почты от 23.10.2015 не содержит текст обращения, направленный в службу технической поддержки.

Ссылка заявителя на значительный объем подлежащей размещению информации также не может быть принята во внимание, поскольку большая часть адресов многоквартирных домов была размещена, не размещена информация только в отношении 18 многоквартирных домов, что может свидетельствовать о технической ошибке, но в любом случае не освобождает общество от исполнения обязанности размещать указанные сведения в предусмотренный законом срок.

Таким образом суд пришел к выводу, что обязанность размещения сведений на сайте в полном объеме установлена федеральным законодательством, а у общества отсутствовали объективные причины, препятствующие размещению информации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспоренное обществом предписание соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и иным названным нормативным правовым актам, права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, поэтому не подлежит признанию недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Таким образом, органы ГЖН и суды считают внесение адреса в ФИАС – проблемой управляющих организаций, и именно они должны направлять обращения (в том числе и посредством ГИС ЖКХ) о внесении адресов в ФИАС и исправлении некорректных данных об адресе.

Например, на сайте ГЖИ Кировской области так и написано:

«Обращаем внимание, что в случае отсутствия адреса многоквартирного дома в ГИС ЖКХ лицензиатам необходимо проверить наличие адреса в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) на сайте.

Если адрес в ФИАС отсутствует, ФИАС необходимо актуализировать. Лицензиату следует обратиться одновременно в орган местного самоуправления и налоговый орган с просьбой актуализировать сведения и приложить перечень адресов, которые необходимо актуализировать в ФИАС.

Если адрес существует в базе ФИАС, но отсутствует в ГИС ЖКХ, лицензиату необходимо направить в службу поддержки данные с информацией присутствия данных в базе ФИАС по адресу электронной почты support@dom.gosuslugi.ru в следующем формате…»

Из вышесказанного напрашивается вывод, что, даже если обязанности органов власти и местного самоуправления прописаны в законе, проблема их исполнения – это только проблема «низов», работающих «на земле» юридических и физических лиц, а никак не проблема «верхов», сидящих в кабинетах чиновников, и служащих этих органов, то есть - представителей власти.

Наверное, тогда, когда «низы» не захотят жить по-старому, а «верхи» не смогут управлять и хозяйничать по-старому, что–либо изменится в нашей стране. И в сфере ЖКХ, надеюсь, тоже.

Только неизвестно, сколько времени мы будем ждать этого счастливого момента, да и дождемся ли…

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь


Комментарии

  • Nikos5
    Nikos5
    27.09.2018

    "отсутствует в ГИС ЖКХ, лицензиату необходимо направить в службу поддержки данные с информацией присутствия данных в базе ФИАС по адресу электронной почты support@dom.gosuslugi.ru". Месяцами от них ждать ответа.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!