Источник фото: https://www.pexels.com/
«Мусорная» реформа движется по нашей стране с легкой руки властей и (или) их родственников уже не первый год. Казалось бы, все должно стать идеально с вывозом мусора, ведь, раз реформируется, значит улучшается. Однако на деле почему-то все не совсем так или совсем не так. И мы бесконечно видим и слышим из СМИ о проблемах в этой отрасли. Реформа не помогла стать этой услуге лучше…
В начале своей деятельности на поприще юриста я работала в МУП, занимающимся вывозом ТБО (твердых бытовых отходов). Теперь они называются твердые коммунальные отходы (ТКО). И МУП при поддержке, естественно, местных властей прекрасно работало, вывозя практически весь мусор из города. Проблем с его вывозом почти никогда не возникало. Разве что с частным сектором, жители которого не заключали договоры с МУП. А обязать их тогда нормы закона не позволяли. То есть, он вывозился в то время бесплатно для его жителей, да и для МУП. В этом моменте законодатель сработал с плюсом, так как теперь все платят за вывоз ТКО ввиду изменившихся норм законодательства. А в остальном…
Федеральным органом, разъясняющим законодательство в сфере жилищных отношений является Минстрой РФ. Однако и Минприроды иногда выпускает письма с разъяснениями жилищного законодательства. Хотя понятно, что письма Министерств не являются нормативно-правовыми актами (НПА), но надзорные органы и органы власти, бывает, ссылаются на них. Особенно, когда надо повесить на управляющую организацию (УО) обязанность, которая отсутствует в нормах действующего законодательства РФ.
В работе управляющих организаций частенько возникают спорные вопросы с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — РО по ТКО). Одним из таких спорных моментов является вопрос о том, что относится к ТКО, а также: относится ли скошенная трава к ТКО? И нам также иногда задают этот вопрос. Видимо, он возникает там, где РО по ТКО не слишком хочет взять на себя «лишние», по его мнению, обязанности по вывозу ТКО.
Именно такая ситуация как раз была с контейнерами и контейнерными площадками до внесения в конце 2018 года изменений в закон, урегулировавший этот момент. Так хотелось некоторым органам местного самоуправление (ОМСУ) найти, на кого можно возложить обязанности по оборудованию площадок и покупке и содержанию контейнеров. В нашем регионе этот вопрос не поднимался, контейнерные площадки оборудовали местные власти, как и содержали их.
И до сих пор есть регионы, где в УО пишутся письма от местных властей с требованием оборудовать и закупить. При этом забывая, что у УО есть определенный перечень работ по содержанию многоквартирного дома (МКД), которые он должен выполнить. И без решения собственников выполнить дополнительные работы, а также приобрести новое имущество для дома (еще и без соответствующего финансирования) УО не имеет права.
Так вот… Речь пойдет о письме № 08-25-53/24802 от 11.10.2019 года «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», направленному в администрации субъектов РФ. Вопросов в письме разбирается много, кроме того, что трава — это не ТКО, в нем говорится и об обязанности содержания площадок и контейнеров, крупногабаритном мусоре (КГО), порядке учета ТКО и т.п. Такое странное у меня впечатление от письма федерального министерства. Вроде бы пишут со ссылкой на нормы закона, но выводы делаются совсем какие-то левые, удобные для региональных операторов по ТКО и надзорных органов.
Со ссылками на Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.2008 г. (далее — закон 89) и Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ), Минприроды разъясняет, что ТКО - это только отходы, которые образуются только в жилых помещениях МКД. Судя по логике специалистов Минприроды, даже мусор из подъездов не относится к ТКО, ведь он же не образовался в жилых помещениях.
Министерство предлагает УО вывозить эти отходы по нерегулируемой (то есть, коммерческой цене). Как будто уличный смет УО убирает для себя, исходя из собственного стремления к благотворительности, а не в силу обязательных работ, установленных законом, то есть, для собственников. Основной признак ТКО, по мнению Минприроды — они образовались внутри жилых помещений. Поэтому и мусор из урн, наверное, тоже не ТКО. Хотя частично мусор туда складывают как раз и жильцы МКД.
Выводы Минприроды основаны на ст. 1 Закона 89, содержащую понятие ТКО. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Сложно спорить, что трава и обрезки деревьев не образуются в жилых помещениях. Но они являются результатом выполнения работ управляющей организацией, которые должны выполняться обязательно для собственников и нанимателей в силу закона. И никаким образом вывоз таких отходов не может осуществляться по коммерческим и нерегулируемым расценкам, как указывает Минприроды. Вот такой интересный пробельчик в законе, который чреват для многих УО дополнительными расходами. Если суды в будущем посчитают также, как и Минприроды.
В тоже время существует такой документ: Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО 2017) утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (Действует с 24 июня 2017). В нем имеется следующая информация:
Код ФККО 7 31 300 02 20 5/73130002205/Федеральный классификационный каталог отходов / Блок 7. Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов / Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению / Отходы коммунальные твердые / Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам /растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Об этом имеется также Письмо Росприроднадзора от 6 декабря 2017 г. № АА-10-04-36/26733: «Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО».
В указанный подтип (код 7 31 000 00 00 0) относится немалый список отходов, относящихся к ТКО. И именно это понятие ТКО ближе к действительности, исходя из системного анализа норм природоохранного и жилищного законодательства РФ.
Неужели Минприроды РФ в лице заместителя Министра не знает о таком классификаторе? Кстати, действующему и обязательному к применению. Понятно, что юридическая сила федерального закона выше, но законы не охватывают все вопросы регулирования в отрасли, которые затем разъясняются и конкретизируются в подзаконных НПА.
Насколько будут согласны с Минприродой суды, пока не очень ясно. Остается надеяться, что указанные противоречия будут устранены в законе в будущем. Получается интересная ситуация: обязательные работы есть для УО, за них надзорные органы отвешивают штрафы, в том числе и за нарушение лицензионных требований, а вывоз скошенной травы и срезанных веток с придомовой территории управляющая организация должна осуществлять сверх тарифа регионального оператора по ТКО по нерегулируемой цене.
То есть, исходя из логики законодателя, в содержании жилья все равно должны быть учтены работы по покосу травы и обрезке деревьев, а так как это не ТКО, то и региональный оператор по ТКО их вывозить не должен. Насколько с этим будут согласны собственники, очень спорный вопрос. Вернее, и так ясно, что категорически будут не согласны в свете повышения платы за вывоз ТКО с началом работы РО по ТКО. Да и качество его услуг оставляет желать лучшего, что также не будет служить источником положительных эмоций для собственников. Но кого это волнует...
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
15834 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Как я согласна с этой статьей, и постоянно задаю вопросы властям, почему за счет жителей должны вывозится ветки или отходы от текущего ремонта если они и так учтены в составе ТКО, а в ответ тишина.
мусорных операторов создали для очередной схемы отпиливания денег у населения, причем им все мало, в классификаторе "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам /растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" это ТКО, а у рег.оператора не ТКО, пусть вывозит УО за счет жителей, вместо ремонтов мы еще должны и ветки возить. беспредел крч.