Источник фото: https://www.pexels.com/
05 марта 2019 года вступил в силу Приказ № 44/пр, принятый 28 января 2019 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ) под названием «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее — Требования/Порядок 44, Приказ 44).
Приказ 44 принят взамен Приказа Минстроя РФ № 937-пр от 25 декабря 2015 года (далее — Приказ 937) с аналогичным названием и отменяет его. Приказ 44 принят в связи с новыми требованиями Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) о порядке оформления и передаче подлинников протоколов общих собраний и решений со всеми приложениями в жилищную инспекцию.
Насколько изменились требования к протоколам общих собраний собственников (ОСС) помещений многоквартирных домов (МКД) и порядку передачи их в орган государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) мы и будет разбираться в данной статье.
Нагляднее будет это сделать в виде таблицы, где будут видны все нововведения, которые приняты в Приказе 44.
№ пунктов
Приказ 937 |
Приказ 44 |
Примечания автора |
|
Пункт 2 вводной части Приказа |
Контролирует исполнение приказа Министр А.В. Чибис |
Контролирует исполнение приказа Министр М.Б. Егоров |
Не очень понятно, зачем в нормативно-правовом акте (НПА) увековечивать свою фамилию, когда и так ясно, что контроль за исполнением его за Министром ЖКХ. А если Министры будут меняться каждые полгода? Приказ переписывать?
|
Пункт 2 Требований (Приложение № 1 к Приказу 44), далее — Требования. |
Протокол ОСС составляется «... не позднее, чем через 10 дней после проведения ОСС» |
Протокол ОСС составляется «… не позднее, чем через 10 дней с даты проведения ОСС» |
Конкретизирован момент оформления протокола. Хотя в п. 1 ст. 46 ЖК РФ и иных статьях применяются также выражения «… после проведения ОСС», «…со дня принятия решения ОСС».
|
Пункт 3 Требований Кем оформляется протокол ОСС. |
Протокол ОСС ведется и оформляется секретарем ОСС |
Протокол ОСС оформляется секретарем ОСС |
Видимо, стало понятно, что во время проведения ОСС протоколы не ведутся, а оформляются после его проведения и принятия решений, и после подсчета голосов.
|
Пункт 4 Требований Обязательные сведения в протоколе ОСС. |
Подпункт «е»: Протокол ОСС должен обязательно содержать реквизит — подпись. |
Подпункт «е» заменен абзацем третьим, в котором подробно расписано, кто обязательно подписывает протокола ОСС: Председатель ОСС, секретарь ОСС, члены счетной комиссии ОСС.
В случае неизбрания председателя ОСС (п. 23 Требований) — подписывает инициатор ОСС, а при организации ТСЖ и принятии устава ТСЖ — подписывают все собственники МКД (в силу ч. 1.1. ст. 136 ЖК РФ). |
Ранее требования к реквизитам подписи в протоколе ОСС разъяснялись в пункте 21 Приказа 937.
Теперь это требования перенесены в пункт 4 Приказа 44. |
Пункт 8 Требований — Место проведения ОСС.
|
Место проведения ОСС — адрес очном ОСС или адрес, где осуществлялся сбор письменных решений при очно-заочной и заочной форме ОСС. При проведении ОСС через ГИС ЖКХ — адрес МКД. Место и дата ОСС в протоколе и сообщении об ОСС должны были быть идентичны.
|
Аналогично Приказу 937.
|
Ранее не указывалось наименование Закона о ГИС ЖКХ.
В Приказ 44 внесены номер и дата Федерального закона о ГИС ЖКХ.
|
Пункт 9 Требований. |
Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС. |
В этот пункт перенесено обязательное требование к идентичности места и даты проведения ОСС протокола ОСС и сообщения об ОСС со ссылками на нормы Жилищного Кодекса.
|
Пункт 8 Приказа 937 заменен пунктами 8 и 9 Приказа 44.
Требования идентичные, в Приказе 44 — указаны теперь ссылки на статьи ЖК РФ. |
Пункт 10 Требований. |
Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС были установлены в пункте 9 Приказа 937. |
Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС идентичны с Приказом 937 |
Изменилась только нумерация пункта в Приказе 44 — требования к содержанию и требования к заголовку содержательной части Протокола ОСС - не изменились.
|
Пункт 11 Требований. Сведения в вводной части протокола ОСС. |
Требования к вводной части Протокола ОСС содержали подпункты «а»- «з». |
Требования к вводной части Протокола ОСС изложены в пункте 12.
Подпункт «а» - дополнен требованием к сведениям об инициаторе — юридическом лице: «... государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика»;
подпункт «б» - дополнен требованиями об указании полного ФИО согласно документа, удостоверяющего личность, номера помещения в МКД и реквизитов документа о праве собственности на помещение.
Подпункт «в» - сведения о присутствующих приглашенных оформляются согласно требованиям пунктов 13-15 Приказа 44 в виде Приложений к Протоколу ОСС отдельным списком каждое.
|
Теперь обязательно указывать ИНН, ОГРН юридического лица — инициатора. А также № записи о государственной регистрации юридического лица.
Требования об указании сведений о председателе, секретаре и членах счетной комиссии расширены — обязательно указание, полного ФИО согласно паспорта (или иного документа), № помещения в МКД и реквизиты документа о собственности.
Ранее приглашенные просто указывались в Протоколе ОСС. Теперь списки приглашенных и присутствующих — отдельные обязательные приложения к Протоколу ОСС.
Ранее возможно было указать их в виде списка отдельным приложением к протоколу ОСС при наличии присутствующих или приглашенных числом более 15.
|
Пункт 12 Требований
|
Указывались сведения о присутствующих на ОСС и требования к этим сведениям. |
Требования к сведениям о присутствующих на ОСС установлены в пункте 13 Приказа 44. Идентичны с пунктом 12 Приказа 937.
|
Изменений требований к сведениям о присутствующих нет. |
Пункт 13, 14 Требований |
В пункте 13 указывалось на то, что если присутствующих на ОСС - более 15, список может быть оформлен в виде Приложения к Протоколу ОСС и наименование списка.
Пункт 14 содержал требования к сведениям о приглашенных на ОСС.
|
Пункт 13 — требования к сведениям о присутствующих на общем собрании. Идентичны с пунктом 12 Приказа 937.
Пункт 14 — требования к сведениям о приглашенных на общее собрание. Требования идентичны с пунктом 14 Приказа 937.
|
Изменений требований к сведениям о приглашенных нет. |
Пункт 15 Требований
|
Указывались требования к содержанию основной части протокола ОСС. |
Указывает на оформление Приложений к Протоколу ОСС в виде списков присутствующих и приглашенных на общее собрание, а также ссылку в тексте протокола на названные Приложения в виде этих списков.
|
По факту в пункт 15 Приказа 44 перенесен пункт 13 Приказа 937. Существенных изменений не содержит. |
Пункт 16 Требований
|
Указывались требования к вопросам повестки дня ОСС, их формулировкам, не допускающим двоякое толкование. Также соответствие формулировок вопросов закону, запрет на формулировку вопроса: «Разное», обязательное указание на реквизиты документа, если в повестке дня принимается решением по какому-либо документу.
|
Указываются требования к содержанию основной части протокола ОСС.
Идентичен пункту 15 Приказу 937.
|
Изменений требований к содержанию основной части протокола ОСС нет. |
Пункт 17 Требований.
|
Указывалось об изложении текста протокола от третьего лица, множественного числа.
|
Повторяет положения пункта 16 Приказа 937 к требованиям о формулировках вопросов повестки дня общего собрания.
Дополнено следующим: - не допускается формулировка «Другие вопросы» или аналогичные по смысловому содержанию вопросы;
-не допускается возможность неоднозначного толкования вопросов;
- не допускается в одной формулировке вопроса объединение нескольких вопросов с разным смысловым содержанием.
|
Конкретизированы требования к формулировкам вопросов повестки дня общего собрания. |
Пункт 18 Требований.
|
Указывалось на требования к тексту каждого раздела протокола ОСС.
|
Фактически повторяет пункт 17 Приказа 937.
Содержит требования к структурным единицам основной части содержательной части протокола общего собрания, которые должны излагаться от третьего лица множественного числа.
|
Немного перефразировано наименование: вместо - «текст каждого раздела Протокола ОСС» - применяется - «структурная единица основной части содержательной части Протокола ОСС». |
Пункт 19 Требований
|
Указывались обязательные приложения к протоколу ОСС. Подпункты «а» - «з».
|
Фактически повторяет пункт 18 Приказа 937.
Содержит требования к тексту каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола ОСС.
Требования идентичны требованиям аналогичного пункта Приказа 937 о содержании разделов Протокола ОСС.
Дополнено: требованием о недопущении возможности неоднозначного толкования предложенных к обсуждению вопросов повестки дня ОСС.
|
Изменения незначительны — в наименовании текста протокола. Также повторяется требование о запрете на неоднозначное толкование вопросов повестки дня общего собрания.
|
Пункт 20 Требований
|
Установлены требования об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС и указания на номер приложения на его первом листе.
|
Фактически повторяет пункт 19 Приказа 937. Подпункты «а» - «ж». Дополнения: подпункт «а» - реестр собственников — необходимо указывать форму собственности на помещение в МКД, площадь помещения и долю каждого собственника;
подпункт «б» - копия сообщения об ОСС;
подпункт «в» - документы (можно копии) о направлении или вручении сообщения об ОСС либо о размещении его в МКД в доступном месте на основании решения ОСС или в ГИС ЖКХ;
подпункт «г» - списки присутствующих и приглашенных лиц на ОСС;
подпункт «д» - документы, удостоверяющие полномочия представителей;
подпункт «е» - документы, рассмотренные в соответствии с повесткой дня ОСС;
подпункт «ж» - письменные решения собственников. Дополнен требованиями об обязательном указании в них на сведения, позволяющие идентифицировать в соответствии с пунктом 13, о волеизъявлении и дате заполнения.
Дополнен: ответственным за подготовку письменных бюллетеней (решений) — инициатор ОСС.
Дополнен абзацем: приложением могут быть иные документы в случае указания на них в тексте протокола ОСС.
|
Дополнены требования о сведениях в реестре о форме собственности и долях каждого собственника, площади помещения. Ранее требовалось приложить текст сообщения об ОСС в соответствии с требованиями Кодекса.
Ранее имелось требование о реестре, подтверждающем вручение, способ направления, а также документы о получении сообщения или его размещение в МКД согласно решению ОСС.
Аналогично Приказу 937.
Аналогично Приказу 937.
По смыслу аналогичен Приказу 937, пункт перефразирован.
Ранее указывалось только на приложение — письменные решения при очно-заочном и заочном голосовании. Теперь письменные решения — обязательное приложение к протоколу ОСС. Конкретизированы требования к письменным решениям собственников.
Аналогично пп. «з» п. 19 Приказа 937. |
Пункт 21 Требований
|
Устанавливались требования к реквизитам подписи в Протоколе ОСС.
|
Установлены требования об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС и указания на номер приложения на его первом листе.
Аналогично пункту 20 Приказа 937.
Дополнено: приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.
|
|
Пункт 22 Требований
|
Устанавливались требования к подписям собственников в случае подписания ими протоколов ОСС при создании ТСЖ и принятии Устава в силу ст. 136 ЖК РФ.
|
Устанавливаются требования о реквизитах подписи — фамилии и инициалах подписавших протокол ОСС, саму подпись и дату ее проставления.
|
Аналогично нормам Приказа 937. |
Пункт 23 Требований
|
Нет в Приказе. |
Установлены требования о подписи в протоколе инициатора ОСС в случае отклонения кандидатур Председателя и секретаря ОСС, членов счетной комиссии.
Аналогичен пункту 21 Приказа 937.
|
Данная норма содержалась ранее в пункте 21 Приказа 937. |
Пункт 24 Требований
|
Нет в Приказе. |
Конкретизированы требования о требованиях к подписи собственников в протоколе собрания о создании ТСЖ и принятии его устава, подписи председателя, секретаря, счетной комиссии или инициатора с указанием на их статус.
Аналогичны требованиям пункта 22 Приказа 937.
|
Аналогичны нормам Приказа 937. Норма более конкретизирована, но существенных изменений не содержит. |
Наименование Приложения № 2. |
«Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». |
«Порядок направления подлинников решений собственников помещений в многоквартирных домах и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
|
С 11.01.2018 г. Федеральным Законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым в органы жилищного надзора передаются подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, а не их копии. |
Пункты 1 и 2 Порядка (Приложение № 2 к Приказу 44), далее — Порядок.
|
От установлении требований к порядку передачи инициатором ОСС в орган ГЖН копии протоколов и решений ОСС. |
Изменено: копии на подлинники протоколов и решений собственников. |
Приведено в соответствие с действующими нормами ЖК РФ. |
Пункт 3 Порядка.
|
Установлены сроки передачи копий протокола собрания с копиями решений в 5-дневный срок с момента получения их управляющей организацией (УО), ТСЖ, ЖК или ЖСК.
|
Аналогичен пункту 3 Приказа 937, однако исключен абзац о требовании направления документов способом, позволяющим установить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ.
|
Изменения коснулись замены копий на подлинники протоколом и решений ОСС. |
Пункт 4 Порядка.
|
Установлено, что требования к передаче считаются исполненными в случае размещения электронного образа Протокола ОСС и решений в ГИС ЖКХ и они доступны для обозрения в системе или иным способом, позволяющим установить дату и факт их размещения.
|
Устанавливаются требования о направлении подлинников протокола ОСС и решений инициатором ОСС в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК), а при непосредственном способе управления — в орган ГЖН в течение 10 календарных дней со дня окончания ОСС или со дня его проведения.
Дополнен требованиями о передаче копий протоколов ОСС и решений при принятии решения общим собранием о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) в силу пп.4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ, а подлинники в этом случае — передаются инициатором в орган ГЖН в 10-дневный срок со дня окончания ОСС или со дня его проведения.
Копии протокола и решений должны быть переданы инициатором ОСС одновременно с направлением подлинников в орган ГЖН — в УО, ТСЖ, ЖСК, а также в РСО и Региональному оператору по ТКО.
|
Приведено в соответствие с действующими нормами ЖК РФ. Между абзацем 1 и 2 в данном пункте возникают противоречия.
Как будет толковаться и разъясняться органами ГЖН или судами при их применении - пока неясно.
Скорее всего, будут необходимы разъяснения со стороны Минстроя.
Наверное, предполагалось, что такое собрание будет инициироваться управляющей организацией, что и происходит в большинстве случаев.
В случае инициатора — собственника эти абзацы вступают в противоречие.
|
Пункт 5 Порядка. |
Отсутствует в Приказе. |
Установлены требования о направлении подлинников протоколов и решений ОСС способом, позволяющим подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также о размещении в ГИС ЖКХ в открытом доступе скан-образов документов не позднее 5 рабочих дней с момента направления в орган ГЖН.
Требования аналогичны пункту 3 Приказа 937 — второй абзац.
Дополнен: если скан-образы размещены раньше передачи подлинников в орган ГЖН — датой передачи считается дата размещения их в ГИС ЖКХ.
|
Существенных изменений не содержит. Внесено указание на Федеральный закон № 209 о ГИС ЖКХ.
Сроки размещения в ГИС ЖКХ — аналогичны Приказу 937.
Как и в Приказе 937, в Приказе 44 конкретно не указано, кто размещает документы в ГИС ЖКХ. Исходя из анализа норм ЖК РФ и Закона о ГИС ЖКХ, можно сделать вывод об обязанности УО разместить документы в ГИС ЖКХ. |
Исходя из вышеприведенного анализа норм Приказа 44, существенных изменений в порядке оформления Протоколов общих собраний собственников помещений МКД и порядке их направления в орган ГЖН не внесено. Новый Приказ 44 является практически братом-близнецом Приказа 937. Некоторые нормы более конкретизированы и незначительно дополнены, исходя из изменений в нормах Жилищного кодекса, в связи, с чем сложностей в его правоприменительной практике возникнуть не должно.
С уважением, Ильмира Носик.
С помощью сервиса «Автоматизация проведения общих собраний» от компании «Бурмистр.ру» провести собрание можно без труда. Более подробная информация по ссылке.
А если вы пользуетесь нашей CRM-системой, то вы можете бесплатно провести общее собрание. Вся необходимая информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18622 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
А вы друзья как не садитесь все в музыканты не годитесь
Интересно, если протокол ОСС будет оформлен с незначительными отклонениями от требований нового приказа (или, например, бюллетень голосования не будет содержат информацию о правоустанавливающем документе), можно ли будет отменить итоги голосования?
Исходя из судебной практики, если этот голос не повлиял на кворум и принятое решение - вряд ли вы признаете незаконным такое решение. УО обычно сами сведения в решения дополняют. Некоторые суды исключают такие решения без сведений о правоустанавливающих документах. Но в суд же можно их и принести, чтоб голос не исключили. Суд может это принять.
ОСС ничтожно только если нет кворума или вопрос не в его компетенции. Остальное все - оспоримые решения. И чтоб его признали незаконным надо, чтобы исключение голосов могло повлиять на кворум или доказать нарушение прав собственника, который его обжалует.