Источник фото: https://www.pexels.com/
Мы уже публиковали статью, в которой начали рассмотрение основных ошибок, которые совершают бухгалтеры управляющих организаций при отражении в бухгалтерском и налоговом учете стоимости коммунальных услуг, оказанных собственникам помещений в МКД. В этой статье мы продолжим развенчание мифов от «горе экспертов» в ЖКХ.
Первую часть статьи читайте тут.
Миф №3. «Раз управляющая организация реализует коммунальные услуги по цене приобретения, значит, она не осуществляет предпринимательскую деятельность в этой части, а значит это «транзитные платежи».
Вот, честно, не знаю, какой идиот придумал название «транзитные платежи», но на огромном количестве семинаров я слышу от слушателей именно такое определение. На вопрос, где вы это прочитали, как правило, следует ответ - в журналах. Так вот, не читайте такие журналы!
Почему-то никого из бухгалтеров не смущает, что они работают в управляющих организациях, которые благодаря стараниям Чибиса и Ко осуществляют деятельность на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (п.1 ст.192 ЖК РФ, п.1.3 ст 161 ЖК РФ).
Тот факт, что коммунальные услуги оказываются собственникам по цене их приобретения у РСО, никак не влияет на порядок бухгалтерского учета и налогообложения. Купили коммунальный ресурс – отражайте его в составе расходов в бухгалтерском учете; оказали коммунальные услуги – отражайте реализацию.
Миф №4. «Деньги через счета управляющей организации не проходят и расчетно-кассовый центр перечисляет их на счета РСО, а значит, стоимость коммунальных услуг не включается в доходную базу по УСНО».
Это мой любимый миф…
Деньги за коммунальные услуги могут проходить «мимо» управляющей организации в двух случаях (прямые договоры «собственник - РСО» мы тут не рассматриваем):
Собственники приняли решение об оплате напрямую в РСО на общем собрании собственников(п.7.1 ст.155 ЖК РФ).
В обоих указанных выше способах оплаты денежные средства, действительно, не попадают на расчетные счета и в кассу управляющей организации, что многими трактуется, как возможность не отражать данные денежные средства в составе доходов при исчислении выручки.
Те организации, которые правомерно или неправомерно применяют упрощенную схему налогообложения (далее по тексту – УСНО) и не учитывают при расчете налога денежные средства от оказания коммунальных услуг при определении налоговой базы по УСНО, ссылаются обычно на п.1 ст.346.17 НК РФ.
Давайте прочитаем эту статью внимательно:
«В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод)» (п.1 ст.346.17 НК РФ).
Да, действительно, деньги на расчетный счет или кассу управляющей организации не поступают, но оплаты-то собственниками производятся и задолженность перед управляющей организацией за оказанные коммунальные услуги гасится.
Давайте рассмотрим это подробнее:
Работа платежных агентов на территории РФ регулируется в частности Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту – 103-ФЗ).
Так, согласно п.1 ст.3 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ.
Не находите в 103-ФЗ ничего противоречащего позиции, что эти деньги не подпадают под действие ст.346.17 НК РФ? Так то… При оплате через платежного агента как и при платежах напрямую в РСО идет погашение задолженности перед поставщиком услуги, которым выступает управляющая организация, а значит все средства должны учитываться при определении налоговой базы по УСНО.
Конечно, «горе-эксперты» будут вас убеждать, что у них есть судебная практика и ПОЗИЦИЯ, которую никак не хочет учитывать государство. Но кому нужны будут эти «розовые сопли» в арбитражном суде?
У нас тоже есть сотни судебных решений и все они не в пользу управляющих организаций.
Например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2017 N Ф09-3054/17 по делу N А60-15053/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 309-КГ17-14333 отказано в передаче дела N А60-15053/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Так, что учитывать коммуналку в реализации или не учитывать, решать вам. Да и сядет-то не главбух, а руководитель, а его, ирода, не жалко ради отсутствия промежуточной отчетности…
А как же эксперты спросите вы?
Если вам «эксперт» говорит, что налоги платить не нужно, шлите его нахрен.
С уважением, Юрий Кочетков.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18622 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!