Источник фото: https://www.pexels.com/
Вера в чудо в людях непоколебима, а вера в то, что после семинаров и вебинаров «экспертов из Москвы» управляющие организации могут не включать стоимость оказанных коммунальных услуг в реализацию для исчисления единого налога на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСНО) и в реализацию в бухгалтерском учете, вообще вечна.
Но только вера в «экспертов» приводит к тому, что руководитель управляющей организации может запросто отправиться в места не столь отдаленные…
На семинарах, а их я прочитал с 2013 года больше 600, постоянно слышу от слушателей следующие фразы:
- Мы коммуналку в базу по УСНО не включаем, нас налоговики проверяли и нарушений не выявили.
- Мы включили в договор управления условие, что мы агенты между ресурсоснабжающей организацией (далее по тексту – РСО) и собственниками помещений (потребителями).
- Раз управляющая организация реализует коммунальные услуги по цене приобретения, значит, она не осуществляет предпринимательскую деятельности в этой части, а значит это «транзитные платежи».
- Деньги через счета управляющей организации не проходят и расчетно-кассовый центр перечисляет их на счета РСО, а значит, стоимость коммунальных услуг не включается в доходную базу по УСНО.
Указанные выше доводы приводят в 99 процентах случаев бухгалтера управляющих организаций, а руководители и собственники управляющих организаций в большинстве случаев не знают, как исчисляются налоги, ведь, по их мнению, у бухгалтера голова большая, пусть он и думает. Результатом такого подхода могут стать доначиление налогов за 3 года и как самый негативный сценарий -
уголовное дело в отношении руководителя организации за неуплату налогов в крупном размере.
Так согласно ст.199 УК РФ в случае неуплаты налогов в особо крупном размере руководитель наказывается
«штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Прелестно, не правда ли, тем более, то особо крупный размер – это доначисление более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Думаю я вас заинтриговал…
Давайте разбираться в основных ошибках бухгалтеров управляющих организаций при определении доходов управляющей организации.
Миф №1 «Мы коммуналку в базу по УСНО не включаем, нас налоговики проверяли и нарушений не выявили».
Согласно ст.87 НК РФ существует два типа налоговых проверок:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Камеральная проверка – это проверка «
на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа» (п.1 ст.88 НК РФ).
Если при проведении камеральной проверки налоговым инспекторов выявлены ошибки в поданной декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика представить пояснения расхождений (п.3 ст.88 НК РФ).
Тут многие скажут, что у нас такие пояснения требуют и без расхождения в декларации.
Но, налоговики при проведении камеральной проверки вправе требовать пояснения об операциях (имуществе), п
о которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие
их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст.88 НК РФ).
Никакие иные документы, кроме описанных выше, налоговики при проведении камеральной проверки требовать не в праве (п.7 ст.88 НК РФ).
Иными словами, если в декларации вы не показали, что применили льготу – налоговый орган у вас может ничего и не потребовать,
но расслабляться не стоит, потому как доначисления в большинстве случаев бывают после того как «камеральная проверка ошибок не выявила», но выездная проверка почему то доначислила.
Пройдете успешно выездную налоговую проверку – можно немного расслабиться.
Миф №2 Мы включили в договор управления условие, что мы агенты между ресурсоснабжающей организацией (далее по тексту – РСО) и собственниками помещений (потребителями).
Достаточно распространенным и оттого не менее нелепым доводов является довод о том, что управляющая организация просто представитель собственников во взаиморасчетах собственников и РСО по поставленным в МКД коммунальным услугам, а значит, схема поставки коммунального ресурса в МКД подпадает под «агентскую схему».
Ну что, пройдемся и по это схеме.
Действительно согласно пп.9 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
Однако, налоговые органы абсолютно правомерно включают стоимость оказанных потребителям коммунальных услуг в объем реализации для целей исчисления УСНО.
Такая позиция налоговиков приводит к тому, что управляющая организация:
- Обязана оплатить налог по УСНО с объема поставленных коммунальных услуг;
- Может «слететь» с УСНО. Это грозит многомиллионными доначислениями НДС, налога на прибыль и страховых взносов, так как льгота по страховым взносам применима только для организаций, которые применяют УСНО.
Суды всех инстанций поддерживают такие действия налоговиков.
Так, в Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2016 по делу № 307-КГ15-19440, А05-1053/2015
суд отклонил доводы управляющей организации, что с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений она выступает в качестве посредника (агента).
Как указал суд:
- Договоры с РСО не содержат условий об агентском вознаграждении.
- Начисление и сбор коммунальных платежей осуществляет общество самостоятельно.
- Денежные средства, поступающие на его расчетный счет от потребителей в виде платы за жилищно-коммунальные услуги, в адрес ресурсоснабжающих организаций в тот же день не перечисляются.
В результате рассмотрения жалобы Верховный суд пришел к выводу о
невозможности в рассматриваемом случае квалифицировать деятельность общества в качестве посреднической, поскольку оно выступает в качестве самостоятельного субъекта как по отношению к РСО, так и по отношению к собственникам и нанимателям жилых помещений, отклонив ссылку общества на пп.1 п.1.1 ст.346.15 НК РФ.
Аналогичная позиция содержится в:
- Определении ВС РФ от 14 марта 2016 г. № 301-КГ16-736.
- Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 1041/10.
- Определении ВС РФ от 09.03.2016 № 302-КГ16-450.
- Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 N 10АП-10470/2017 по делу N А41-19666/17.
- Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2017 N Ф02-2713/2017 по делу N А74-10158/2016.
Вот и делайте выводы…
Результатом применения позиции «недоэкспертов» и многих бухгалтеров о том, управляющая организация при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальных услуг является агентом,
может быть доначисление сотен миллионов рублей налогов и, как самый негативный сценарий, уголовное дело…
У «типовой» управляющей организации суммарная стоимость предоставленных коммунальных услуг составляет до ¾ от общего оборота, а значит, вы сами можете представить масштаб бедствия…
Оно вам надо?
Юрий Кочетков
P/S Вторую часть статьи читайте
здесь.
Более подробно по включению «коммуналки» в УСНО поговорим на нашем вебинаре 28 ноября!
-
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.