Источник фото: https://www.pexels.com/
Принятый в 2014 году Федеральный закон от 21.07.2014 №255-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты….» среди ученых и практиков получил неофициальное название «Закона о лицензировании управляющих компаний (УК)», поскольку им было введено лицензирование исключительно предпринимательской деятельности по управлению МКД (некоммерческая деятельность ТСЖ, ЖСК и т.п. не лицензировалась), а также установлена специальная «лицензионная» административная ответственность управляющих компаний (ст. 14.1.3 КоАП РФ).
Однако, с применением этого закона органами государственного жилищного надзора (ОГЖН) при привлечении УК к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ сразу же возникла проблема.
Проблема неопределённости
Точнее, проблема возникла с применением части 2 данной статьи КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за «осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований» и предусматривающей наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб.
Как представляется, суть этой проблемы в следующем:
Диспозиция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не устанавливает конкретные лицензионные требования (их перечень), несоблюдение которых влечет административную ответственность, поскольку, имея бланкетный характер (бланк №1), отсылает к …
норме Федерального закона: Жилищного кодекса РФ (п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, «иные требования, установленные Правительством РФ»), которая, также имея бланкетный характер (бланк №2), отсылает к ….
нормам подзаконного нормативно-правового акта (НПА): Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1100 (подпункты «а-з» пункта 4(1)), которые, также имея бланкетный характер (бланки №4), отсылают обратно к …
нормам Федерального закона (Жилищного кодекса РФ, пунктам 1-6.1 части 1 статьи 193; части 2.3 статьи 161; части 2 статьи 162; части 3.1 статьи 45; части 7 статьи 162; части 6 статьи 198), которые также имея бланкетный характер (бланки №5), отсылают к …
множеству всех требований (правил, норм, нормативов), содержащихся в нескольких подзаконных НПА – Правилах, утвержденных Правительством РФ (постановления №491 от 13.08.2006, №354 от 06.05.2011, №120 от 14.02.2012, N290 от 03.04.2013, №410 от 14.05.2013) и Госстроем РФ (постановление от 27.09.2003 №170).
В результате, лицензионными требованиями признаются все требования (совокупное множество требований), содержащиеся в различных Правилах, без их разделения на «лицензионные» и «не-лицензионные», что приводит к правовой неопределённости норм ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, когда установленное законом правовое содержание состава административного правонарушения не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности, которые необходимы для норм, устанавливающих административную ответственность.
Эта неопределённость правового регулирования, с одной стороны, не позволяла УК определить и узнать какие именно «лицензионные» деяния находятся под запретом и влекут за собой применение мер государственного принуждения, тогда как с другой стороны – ОГЖН при применении ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ могли толковать закон расширительно, распространяя его на любые требования (как «лицензионные», так и «не-лицензионные»), а значит, привлекать к административной ответственности за деяния, прямо не запрещённые законом.
Списочная определённость
Следует отметить, что в отношении других частей этой же статьи КоАП, устанавливающих административную ответственность за «деятельность без лицензии» (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ), а также за «деятельность с грубым нарушением лицензионных требований» (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ) подобной проблемы не возникло, поскольку лицензионные требования, за несоблюдение которых устанавливалась административная ответственность, были определены достаточно ясно и недвусмысленно – в виде списка (перечня) этих требований, позволяющего провести линию демаркации между «лицензионными» и «не-лицензионными» требованиями.
Так, лицензионные требования, нарушение которых оценивалось правоприменителем в лице ОГЖН как «деятельность без лицензии» (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ) были сформированы и определены Федеральным законодателем в Жилищном кодексе РФ в списке требований, содержащихся в пунктах 1-6 статьи 192 (статья введена Законом №255-ФЗ от 21.07.2014).
Лицензионные требования, нарушение которых УК оценивалось ОГЖН как «грубое нарушение» (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ), были сформированы и определены Правительством РФ в виде списка требований, содержащихся в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з» пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1100 (пункт 4(1) введен Постановлением от 13.09.2018 №1090).
В силу правовой определенности составов правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 14.1.3. КоАП РФ, особых проблем при привлечении УК к административной ответственности не возникало, поскольку «правила игры» были понятны для всех её участников: как для «привлекаемых» УК, так и для «привлекающих» ОГЖН.
Глас вопиющих …
Иная ситуация сложилась при привлечении УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, где правовая неопределенность состава правонарушения приводила к постоянным спорам между УК и ОГЖН.
На практике ОГЖН начали привлекать УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за любую провинность, допущенную по «ненадлежащему» содержанию и ремонту общего имущества МКД (протечка кровли, отслоение краски на стенах в подъезде, отсутствие подъездного светильника, продувание межпанельных швов, подтопление подвала, и т.д. и т.п.), ссылаясь на многочисленные требования, которые содержались в пунктах различных «Правил», утвержденных «за номерами» 290, 491,170 и т.д. Как говорится, «была бы УК, а соответствующий пункт Правил всегда найдётся».
УК активно выступили против этой практики и в судебном порядке начали оспаривать постановления ОГЖН о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В качестве обоснований УК приводили следующие доводы.
Во-первых (основной аргумент), невозможно определить ясно и четко объективную сторону административного правонарушения, поскольку отсутствует исчерпывающий перечень лицензионных требований, несоблюдение которых и влечет привлечение к административной ответственности (см.: выше).
Во-вторых, за нарушение одних и тех же требований (одних и тех же пунктов «Правил») УК привлекается к административной ответственности как за нарушение «лицензионных требований» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, тогда как некоммерческие ТСЖ, ЖСК и другие обслуживающие организации привлекаются как за нарушение «не-лицензионных» требований по ст. 7.22 КоАП РФ, что нарушает принцип равенства участников регулируемых экономических отношений.
В-третьих, размер назначаемого наказания в виде штрафа (от 250 до 300 тыс. руб.) несоизмерим характеру правонарушения, поскольку для небольших УК он является «смертельным приговором», а для средних и крупных УК приводит к ухудшению качества оказания услуг, поскольку штраф в конченом счете оплачивается за счет средств полученных по договору управления МКД от собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества (иных доходов УК не имеет).
Однако, все эти доводы не были услышаны районными и областными судами: УК проигрывали суды один за другим.
Достучаться до небес
Некоторые УК в судебном рвении доходили до «последней» инстанции – Верховного Суда РФ.
Однако, Верховный Суд отменял лишь такие постановления ОГЖН, где были обнаружены явные процессуальные ошибки при привлечении УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – повторное привлечение за одно и то же правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т.п.
В целом же Верховный Суд поддержал правоприменительную практику ОГЖН, признав правильность квалификации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ любого несоблюдения Правил как нарушения лицензионных требований. Так, следуя текстам Постановлений Верховного Суда, можно узнать, что Суд «одобрил» привлечение УК за нарушения лицензионных требований (с наложением штрафа в размере 250 тыс. руб.), которые выражаются в том, что: «не выполнена заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезд и обеспечение автоматического закрывания дверей» (N 305-АД18-2083 от 21.05.2018); «частичное повреждение штукатурного и окрасочного покрытия стен и потолков лестничных клеток в подъезде» (N 32-АД18-2 от 14.06.2018); «частичное повреждение окрасочного слоя, деформация, вмятины по всей площади металлической кровли» (N 89-АД16-12 от 02.12.2016), «захламление кровли строительным мусором» (N 18-АД18-67 от 12.12.2018), «неудовлетворительное санитарное состояние подвального помещения» (N 46-АД17-38 от 10.11.2017); «переполнение контейнеров, загрязнение и захламление территории» (N 81-АД18-10 от 02.11.2018), «температура горячего водоснабжения в точках водозабора в квартире №… составляет + 40 °С» (N 50-АД17-6 от 14.06.2017), «не произведен перерасчет размера взимаемой платы» (N 301-ЭС20-10656 от 21.08.2020) и другие подобные «лицензионные» нарушения.
Также Верховный Суд указал, что УК как лицензиат, допустивший нарушение Правил, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае первая норма является специальной по отношению ко второй (Определение ВС РФ от 11.04.2017 N 307-АД16-13243, п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ от 06.12.2017).
И всё же одна УК попыталась дойти до Конституционного Суда РФ с жалобой о проверке конституционности ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, указав на наличие правовой неопределенности этой нормы. Однако, Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы, указав, что решение «окончательно и обжалованию не подлежит» (определение КС РФ от 28.11.2019 №2983-О).
Иными словами, «высшие» суды в споре между УК и ОГЖН приняли сторону государственных органов контроля. Как говорится, «кого волнует чужое горе?».
Каких-либо надежд на изменение ситуации в пользу УК не оставалось.
И вдруг…
Новый закон: «огласите весь список»
31.07.2020 г. президент В.В. Путин подписывает новый Федеральный закон N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которым, по сути, федеральный законодатель признал наличие проблемы правовой неопределённости ранее установленных обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в различных сферах общественных отношений (в том числе, и деятельности по управлению МКД) и наметил пути решения этой проблемы.
Краткое содержание Закона N 247-ФЗ (применительно к деятельности по управлению МКД):
Правительство РФ обязано установить новые лицензионные требования к деятельности по управлению МКД, т.е. принять новый нормативно-правовой акт.
Новые лицензионные требования должны быть сформулированы в виде реестра (списка) этих требований (при этом по каждому требованию указывается его конкретное содержание и атрибуты). Утвержденный реестр требований размещается на официальном сайте.
Во исполнение этого закона, постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 №128 утверждены Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований.
Согласно этих Правил (применительно к деятельности по управлению МКД):
Минстрой РФ уполномочен сформировать реестр новых лицензионных требований к деятельности по управлению МКД и представить его на утверждение Правительству РФ;
«рабочий» вариант этого реестра Минстрой РФ обязан разместить на официальном сайте ФГИС «Реестр обязательных требований» по адресу: https://ot.gov.ru. Срок исполнения: до 30.04.2021.
По состоянию на начало этого года (01.01.2022) Минстрой РФ сформировал на официальном сайте реестр обязательных требований в сфере управления МКД, содержащий 105 требований (можно скачать файл в формате «Excel»).
Не обращая внимание на очевидно «сырой» вариант этого реестра – очевидную неполноту размещенных сведений (отсутствуют сведения по большинству необходимых атрибутов каждого требования), а также явные недоработки реестра (включены «нелицензионные» требования, т.е. предъявляемые к ТСЖ, ЖСК и т.п.), – следует отметить одно важное обстоятельство: все 105 требований размещены со ссылками на то, что они содержаться в нормативно-правовых актах Правительства РФ, Госстроя РФ, Минстроя РФ, которые вступили в силу до 01 января 2020 года.
Почему это обстоятельство такое важное? А потому, что…
«Хатхи объявил водяное перемирие!»
Дело в том, что Закон N 247-ФЗ в целях реализации его положений вводит «регуляторную гильотину», в силу которой:
с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 15 Закона);
с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (часть 3).
Иными словами, Закон об обязательных требованиях, по сути, является «законом переходного периода», поскольку устанавливает, что в ближайшем будущем должны появиться «новые» обязательные требования, а пока они не появились «старые» требования не применяются при осуществлении госконтроля и привлечении к административной ответственности.
Применительно к ситуации по привлечению УК к административной ответственности (в том числе по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ) это означает, что ОГЖН с 01.01.2021 года не имеют права осуществлять лицензионный контроль и привлекать к административной ответственности по «старым» лицензионным требованиям.
Иными словами, «Хатхи объявил водяное перемирия». Но, похоже, что никто этого не заметил….
ОГЖН продолжают привлекать УК к административной ответственности по «старым» недействующим лицензионным требованиям, т.е. с нарушением закона «регуляторной гильотины».
Выводы
В отношении «привлекающих»: если ОГЖН знают о законе, но не исполняют его с 01.01.2021 – то это умысел, а если не знают о законе – то это неосторожность.
В отношении «привлекаемых»: применение закона «регуляторной гильотины» позволяет оспорить имеющиеся постановления о привлечении к административной ответственности за 2021 год, а также в дальнейшем освободиться от привлечения к административной ответственности – вплоть до утверждения нового реестра лицензионных требований Правительством РФ (и его официального опубликования).
P.S. Для сведения юристов: часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ дополнена новым пунктом, согласно которого несоблюдение «старых» обязательных требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (п. 5.1 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 29-ФЗ).
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18543 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
конечно интересно, но что то я не увидел, что в перечень входит лицензионный контроль за деятельностью управляющих организаций
"«рабочий» вариант этого реестра Минстрой РФ обязан разместить на официальном сайте ФГИС «Реестр обязательных требований» по адресу:https://ot.gov.ru . Срок исполнения: до 30.04.2021.
По состоянию на начало этого года (01.01.2022) Минстрой РФ сформировал на официальном сайте реестр обязательных требований в сфере управления МКД, содержащий 105 требований (можно скачать файл в формате «Excel»)."
Зашел на сайт и по ОКВЭД "68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" скачался файлик со списком из 8694 пунктов ....
Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р (ред. от 24.12.2021) <Об утверждении перечня видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора)>
И вот что то в этом перечне я не нашел, может конечно ошибаюсь но все таки
ОКВЭД сразу не надо вбивать. Инструкция:
1. Спускаемся чуть вниз: "Обязательные требования. База требований для всех видов бизнеса".
2. Смотрим "Фильтры". Нажимаем "Расширенные фильтры". Ставим галочки по показателям:
- Вид экономической деятельности: 68.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда";
- Орган власти: Минстрой России;
- Сферы общественных отношений: Управление многоквартирными домами
- Вид контроля (надзора): Лицензионный контроль в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
3. Смотрим чуть вверх: Найдено: 2113 требований. Нажимаем "Скачать".
ПРИМЕЧАНИЕ:
- По состоянию на 08.01.2022 скачанный файл ЕХЕЛ по этим параметрам - 105 трубоений (прилагается - см. файл "Список..... от 08.01.2022)
- По состоянию на 21.01.2022 скачанный файл ЕХЕЛ по ТЕМ же параметрам - 2113 требований (прилагается - см. файл "Список....от 21.01.2022).
Выводы: после праздников чиновники Минстроя работали в усиленном режиме и заполняли РЕЕСТР требований
забыл добавить второй файл от 21.01.2022
см. мой комменарий ниже. На сайте "Обязательные требования" есть специальная вкладка:
- Вид контроля (надзора): Лицензионный контроль в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Для вас достаточно, что Правительство РФ само признало этот вид контроля попадающим под действие к нового ФЗ "Об обязательных требованиях"?
Но очень слабо верится что на время "переходного" периода орган жилищного надзора фактически не сможет привлечь управляющую компанию.
Суды перевернут непосредственно все в пользу гос органа
не по всем пунктам предусмотрен штраф, но и того что есть хватает
за "Допустимая ширина раскрытия трещин в каменных (кирпичных, железобетонных) стенах: в панелях 0,3 мм, в стыках -1 мм." - дисквалификация
ОТ АВТОРА СТАТЬИ
Уважаемые форумчане!
Позвольте мне как автору данной статьи дать некоторые пояснения по обстоятельствам ее написания и опубликования на Бурмистре.
ПОЯСНЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ
7 января 2022 (на Рождество) я сделал для себя юридическое открытие о наличии «регуляторной гильотины» для УК. Написал две жалобы в суд по оспариванию постановлений о привлечении меня как должностного лица УК по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (о результатах сообщу - как будет решение суда).
12 января я отправил эту статью на публикацию в электронный журнал «Управление МКД» (на два адреса эл. почты – редактора этого журнала и откуда приходит рассылка от журнала). Вот текст сопроводительного письма (без купюр): «Здравствуйте! Я пишу магистерскую диссертацию по теме «Административная ответственность за нарушение лицензионных требований к деятельности по управлению МКД» (защита – в начале февраля, в авральном режиме заканчиваю писать теорию). В конце декабря 2021 подписался на журнал «Управление МКД» (на полгода) – срочно нужно было две статьи за 2014 год (их нет в архиве на сайте). Спасибо, статьи нашли и прислали (очень нужно для теоретической части). Также я с 2014 г. работаю в трех УК как зам. директора (до этого преподавал философию и др. дисциплины в вузах) – меня как должностное лицо УК постоянно привлекают к адм. ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. 7 января 2022 мне нужно было по работе оспорить очередное постановление ГЖИ по административке. Неожиданно для себя сделал открытие – с 01.01.2021 года ГЖИ незаконно привлекают УК к административной ответственности, поскольку введен механизм «регуляторной гильотины» (ст. 15 Федерального закона N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ»). По этому «юридическому» открытию – написал две жалобы в суд (в апелляцию и в первую инстанцию) – прилагаю. После этого не смог удержаться – написал практическую статью, поскольку с удивлением обнаружил, что кроме меня на это, похоже, никто не обратил внимание (может я ошибаюсь и все об этом знают?). Прошу рассмотреть вопрос о публикации моей статьи в журнале «Управление МКД». P.S. Если примите решение о публикации статьи – то можно в качестве приложения выложить образец(-ы) жалоб для УК об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, незаконности предписания в рамках лицензионного контроля. Думаю, что вашим юристам не составит труда составить такие образцы – в моих жалобах «полуофициальный авторский» стиль, а нужен официальный. Дмитрий Теплых».
С 12 по 20 января никакого ответа от журнала не было. 20 января я написал короткий запрос с просьбой дать короткий ответ – будет ли статья опубликована: да или нет? Ответа опять не последовало. 21 января попытался дозвониться до редакции журнала, но по указанным телефонам попадаешь на издательство, где отвечают, что «у нас нет телефона(-ов) редактора (редакции) журнала, пишите им на электронную почту».
В этот же день 21 января (т.е. сегодня) я направляю эту статью на публикацию в «БУРМИСТР.РУ». Мне отписались через 15 минут, что статья будет опубликована, попросили прислать фото и зарегистрироваться на сайте (я уже был ранее зарегистрирован, но не пользовался – просто восстановил пароль). Результат – настоящая опубликованная статья.
А ТЕПЕРЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИМ ЗА РУКАМИ...
08 января я скачал с сайта «Обязательные требования» файл ЕХЕЛ, содержащий 105 требований Минстроя к деятельности по управлению МКД (см. этот файл «Список… от 08.01.2022» – выше на форуме).
12 января я направляю статью в журнал «Управление МКД». В статье имеются критические замечания в адрес Минстроя РФ, что по состоянию на 01.01.2022 перечень «сырой» - в нем 105 требований и не все атрибуты в таблице заполнены (см. текст настоящей статьи).
С 12 по 21 января журнал игнорирует автора, приславшего статью на публикацию.
21 января (благодаря замечанию форумчанинаolegkriv ) я захожу на сайт «Обязательные требования», скачиваю новый список требований ПО ТЕМ ЖЕ ФИЛЬТРАМ (см. этот файл «Список… от 22.01.2022) и обнаруживаю, что на сайте Минстрой выложил уже не 105, а 2133 требований (при этом атрибуты по ним заполнены - сравните два файла от 08.01.2022 и от 21.01.2022).
Выводы: за период с 12 по 21 января (7 рабочих дней) сотрудники Минстроя в усиленном режиме дополнили реестр требований к деятельности по управлению МКД на более чем 2 тысячи требований.
А теперь внимание – вопрос:
СОВПАДЕНИЕ?
НЕ ДУМАЮ…
С уважением,
автор