new_year

До двухдневного семинара в Шерегеше осталось:

Блог

Главная К вопросу о реалиях организации работы по взысканию задолженности по ЖКУ

Тема

Автор

за


К вопросу о реалиях организации работы по взысканию задолженности по ЖКУ

В настоящей статье мы попытаемся разъяснить общую схему и построение алгоритмов организации работы по взысканию задолженности, в чем заключаются нюансы и сложности в этой, казалось бы, относительно не трудной работы и как их преодолеть. Данная статья наиболее актуальна для молодых специалистов- юристов и небольших УО.

Возможно, многие из вас слышали, что работа, связанная с взысканием долгов по ЖКУ является относительно легкой и не требующей серьёзной и аналитической подготовки. Однако, исходя из своего опыта при работе с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, можно вычленить следующие сложности, возникающие при организации построения работы по взысканию задолженности за ЖКУ, это:  

  • отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ;

  • неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций;

  • отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством.

Отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ

Среди тех предприятий с кем довелось поработать - сразу точная сумма задолженности по ЖКУ не называлась. Многие скажут: много работы и такая информация постоянно меняется. По нашему мнению, данная информация является очень важной и руководство УО обязано постоянно её проверять и обновлять т.к. это, прежде всего, те суммы, которые являются доходом УО, от которых напрямую зависит качество услуг, закупка материально – технической базы, благосостояние, как жильцов, так и работников УО. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры РФ, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов по ЖКУ согласно ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и в случае непредставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности за ЖКУ сама УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Вывод: руководителям управляющих организаций необходимо постоянно проверять суммы задолженности по МКД, которые они обслуживают, иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьёзный удар по репутации компании.

Неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций.

Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ довольно легка и не нуждается в каком-то особом подходе или подготовке, достаточно иметь одного человека для данного направления, и процесс взыскания пойдет сам собой. По нашему мнению, это серьёзное заблуждение. Представьте УО, владеющую не большим количеством МКД, скажем 10-20.  В каждом доме, как правило, есть должники, а поработать нужно не просто с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. Вследствие этого время и трудозатраты возрастают в разы. Помимо указанной работы присутствует еще и параллельная работа юриста по исполнительному производству, направлению претензий к должникам юридическим лицам. Более того, следует понимать, что заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, безусловно, хоть и помогают, но все равно имеется процент тех, кто принципиально не согласен с оплатой долгов по ЖКУ, кто обжалует заявления на выдачу судебных приказов; в результате, чего возникает необходимость обращаться с иском в мировые или городские суды, что существенно замедляет работу по взысканию, ведь время и документация для судов по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ куда больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства. В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ у юристов часто функции юридического обслуживания слиты с секретарской деятельностью и иными административно – хозяйственными функциями. 

Только представьте, какой объём работы выполняют юристы, в принципе - это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в различных судебных процессах по представлению интересов компании, вкупе с административными процессами, и работа с государственными органами и организациями, создание локально – нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок государственных органов, консультации отделам бухгалтерии, экономическому отделу, отделу кадров, иным работникам, руководителю, договорная работа и плюс взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что все указанное выше совмещает один человек даже в более крупных УК. 

Мы считаем, что указанное выше, не приводит ни к чему положительному, все ведет к дестабилизации деятельности юриста, чрезмерной загруженности, усталости и как следствие рутине из-за которой очень сложно вычленить время юристу именно на должников. По нашему мнению, решить указанные вопросы, возможно только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделения одного, а лучше двух специалистов отдельно на взыскание долгов, т.к. пласт указанной работы огромный, прежде всего из-за того, что в нынешнее время среди многих УК имеются просто огромные суммы дебиторской задолженности и один человек просто не в состоянии физически заниматься данной работой. 

Так, например в статье: «Минстрой: задолженность за услуги ЖКХ в России достигла 1,3 трлн руб.» опубликованной на сайте «РИА» указано, что: «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей, заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.

Он уточнил, что задолженность населения из этой суммы - около 810 миллиардов рублей, бюджетных организаций - 60 миллиардов рублей, прочие потребители задолжали 400 миллиардов рублей».

Как видно, нынешняя ситуация говорит, что к работе по взысканию долгов по ЖКУ необходимо относится с собой тщательностью. По нашему мнению, для успешной работы в направлении взыскания долгов по ЖКУ необходимо в организации наличии двух сотрудников:

  • один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП РФ;

  • второй будет заниматься представлением интересов компании в мировых и городских, районных судах в рамках искового производства по взысканию задолженности.

Работу по исполнительному производству рекомендуем делить между указанными выше работниками, один из которых, будет вести исполнительное производство в рамках, вступивших в силу судебных приказов, а другой - выданных исполнительных листов.

Отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством

В организации работы по взысканию, по нашему мнению, без плана и сроков его реализации невозможно в принципе продвинуться, т.к. в противном случае будет наблюдаться волокита и «бардак» в документации по взысканию, что приведёт к дестабилизации работы по взысканию долгов по ЖКУ, а это по сути, полный провал деятельности УО по части взыскания долгов. Для решения данной проблемы мы предлагаем свой общий примерный план- инструкцию организации работы по взысканию долгов по ЖКУ.

По нашему мнению, общий план – инструкция по взысканию долгов по ЖКУ делиться на 3 блока:

  • претензионно–исковая работа с юридическими лицами;

  • претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений;

  • исполнительное производство.

Перед тем, как мы раскроем, что входит в каждый блок, полагаем, что имеет место серьезная необходимость определения той суммы, с которой можно начинать работу по взысканию долга. Ведь, если взыскивать независимо от суммы долга и взыскивать слишком маленькие суммы, это приведет к пустой трате времени и трудозатрат. В данном вопросе есть несколько отправных точек.

Первая - это аналогия закона: можно взять за основу п. 118 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что «под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения». 

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Проще говоря, сумма задолженности - это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более, чем в 2 раза. Однако, в случае если должник проживает в «старых» домах, например, пятиэтажках, где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, то такой долг не является основанием, чтобы его начинали взыскивать сразу в судебном порядке т.к. он будет довольно маленьким.

Вторая точка зрения - это определение суммы долга за ЖКУ, исходя из МРОТ по региону. Это сумма уже может быть больше, чем 2 оплаты услуг по ЖКХ, но все равно сравнительно небольшая.

Третья точка зрения - это определение суммы долга по ЖКУ, исходя из средней заработной платы по городу или региону. Мы полагаем, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам по ЖКУ в полном объёме, включая судебную стадию. Данная сумма, априори, показывает возможного злостного неплательщика.

Претензионно-исковая работа с юридическими лицами

Данный блок рекомендуем делить на две части: работа по взысканию долгов по ЖКХ с юридическими лицами в части приказного производства (для ИП и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. рублей) и общего порядка рассмотрения спора в Арбитражном суде (свыше 500 тыс. рублей).

Далее указанный блок в общем и целом подразделяет на следующие необходимые стадии:

  • запрос и получение списка должников в отделе бухгалтерии;

  • обзвон и анализ должников, определение дальнейшего плана по каждому;

  • решение вопроса о заключении соглашений;

  • составление претензии по списку должников;

  • отправление претензий почтой, нарочно;

  • составление реестра направленных претензий;

  • отслеживание сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;

  • направление документов в Арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;

  • проверка результатов вынесения судом исполнительных приказов и возбуждения Арбитражных дел (после возбуждения судебных дел направление необходимых доводов, ходатайств (об аресте счетов) возражений на отзывы и т.д.;

  • ведение судебных процессов, получения решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП РФ.

Претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений

Алгоритм работы по взысканию задолженности по ЖКУ с собственников/нанимателей жилых помещений практически полностью аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии. Однако, мы просим обратить внимание на идентификаторы (ст. 131 ГПК РФ), которых может и не оказаться у УО на должников. В этом случае мы рекомендуем, все же поискать их для начала в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов, мы рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. Здесь важно указать в резолютивной части заявления о том, чтобы суд этот идентификатор в своем решении обязательно указал, т.к. в противном случае такой исполнительный документ не будет принят ФССП РФ по причине отсутствия идентификатора – п. а ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство

По нашему мнению, работа с исполнительным производством также подразделяется на 2 блока:

  • проверка и ведение существующих исполнительных производств;

  • возбуждение и ведение новых исполнительных производств.

Проверка и ведение существующих исполнительных производств

В данный блок мы выделяем следующие элементы:

  • составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;

  • составление и направление заявлений в отделы ФССП РФ о представлении отчета об исполнительных действиях приставов – исполнителей;

  • получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с теми производствами, по которым имеются вопросы;

  • определение дальнейшего плана действий после ознакомления: сюда входит направление необходимых ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры РФ, иным государственным органам;

  • составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;

  • отслеживание результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам и определение дальнейших действий по исполнительным производствам.

Возбуждение и ведение новых исполнительных производств

Этот блок подразделяется на следующие необходимые действия:

  • составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам. Мы рекомендуем по возможности группировать подаваемые заявления отдельно по каждому дому;

  • направление указанных выше заявлений в отделы ФССП РФ нарочно или через почту;

  • составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;

  • получение постановлений о возбуждении исполнительных производствах;

  • определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по исполнительным производствам.

Мы рекомендуем также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам по тем должникам, по которым взыскание не осуществилось, обязательно лично, путем фотографирования, ознакомиться с материалами исполнительного производства. Далее составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После чего, отследить решения принятые по результатам рассмотрения ваших жалоб, заявлений и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.

Подводя итог, мы хотим также акцентировать внимание и на общий график работы по взысканию долгов по ЖКУ. Считаем, что за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Концепция, если работает по взысканию один человек, такова, что, условно, первую неделю нужно выделять на подготовку документов в суд, сюда включается составление реестра должников, обзвон должников, заключение соглашений, составление претензий, необходимых заявлений в суд. Обязательно выделяйте день или половину рабочего дня для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, в принципе, ведь человеческий фактор не отменяется и ошибиться может любой. В противном случае получается двоякая ситуация, когда работник вроде и подал много заявлений в суд, но при этом наделал много технических ошибок, опечаток. Таким образом, в лице руководителя он становится работником, который допускает слишком много ошибок. В отношении ошибок и технических опечаток хочу руководителям УО осветить, что юристы составляют огромное количество документов и ошибки бывают всегда и, к сожалению, у всех.  Поэтому, чтобы дать возможность специалистам взыскивать много и эффективно либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными, как опечатки или описки в словах, или давайте день на проверку и правку документов перед их отправкой. Вторую неделю мы считаем, важным посвятить исключительно для подготовки позиции, составлению необходимых документов, по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов по ЖКУ в судах. Третью неделю, по нашему мнению, можно выделить под исполнительное производство. Четвертую неделю мы рекомендуем выделять для подведения итогов проделанной работы, получение ответов по заявлениям, ходатайствам, жалобам и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.

В заключении хотим отметить, что мы осветили лишь общую часть работы по взысканию и остается еще много нюансов и тонкостей, однако мы не может осветить все в одной статей - это будет слишком объемно. Мы дали лишь примерный план действий по взысканию долгов по ЖКУ для УО, и для каждой УО такой план-инструкция будет, безусловно, различаться и существенно варьироваться. Надеемся, что данная информация поможет вам лучше понять вопросы, возникающие при работе по взысканию задолженности по долгам ЖКУ, и успешно их разрешить.

С уважением,

Руководитель юридического агентства
«ДАРТ» Глебов Н.В.

г. Нижневартовск

 


Глебов

Никита Глебов

руководитель организации

Профиль


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!