[B]С 01 июля ГЖИ не может оштрафовать УО за отсутствие информации на Реформе ЖКХ. [/B]
Росквартал прислал разъяснения по этому вопросу в статье:
Где УО должна размещать информацию о своей деятельности? До 1 июля 2016 года такими информационными площадками были: сайт, система ГИС ЖКХ, информационные стенды и, конечно, Реформа ЖКХ.
Документы и важные поправки, касающиеся ЖКХ, появляются в последнее время едва ли не каждый день. О второй после совместного приказа Минкомсвязи и Минстроя от 29.02.2016 №74/114/пр сенсации сезона весна - лето 2016 сегодня пойдёт речь.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 к лицензиату и соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и деятельности по управлению МКД предъявляются следующие лицензионные требования:
• ответственность за оказанные услуги и проведённые работы, предусмотренная ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
• обязанность по договору управления МКД - ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
• и требования, утверждаемые пп. 1 - 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
На дату, когда он обратился с заявлением о предоставлении лицензии, соискатель должен соответствовать лицензионному требованию к раскрытию информации, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Речь идёт о порядке раскрытия информации, установленном ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В этом пункте как раз отражена вся суть обязанности по размещению данных на Реформе ЖКХ. И вот что интересно: в ч. 4 ст. 6 N 263-ФЗ, который появился одновременно с принятием ГИС ЖКХ, отмечено, что положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применялись до 1 июля 2016 года. Вывод однозначен - размещение информации на Реформе ЖКХ больше не является лицензионным требованием.
[B]Что такое раскрытие информации[/B]
О том, что законом понимается под раскрытием информации, говорится в п. 2 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2019 года N 731. Это обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от того, для какой цели она запрашивается) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ говорится о том, что положение о раскрытии информации в системе ГИС ЖКХ, утверждённое в ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, с 1 июля 2016 г. применяется для всех субъектов России. И теперь мы подходим к ещё одному важному вопросу: является ли ГИС ЖКХ лицензионным требованием?
[B]Лицензионные требования[/B]
Ни в постановлении Правительства РФ от 28 октября 2014 N 1110, ни в ст. 193 ЖК РФ, представляющей собой перечень лицензионных требований, нет лицензионного требования по раскрытию информации согласно положению ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ (ГИС ЖКХ).
Таким образом, на сегодняшний день мы можем сказать точно две вещи:
• Реформа ЖКХ с 1 июля 2016 года не является лицензионным требованием;
• ГИС ЖКХ не лицензионное требование.
Однако постановление Правительства РФ от 23 сентября 2019 года N 731, равно как и закон «О защите прав потребителей», утверждающий правила предоставления данных о товарах и услугах для широкого круга потребителей, никто не отменял.
Отметим, что согласно п. 17 ПП РФ N 731, информация может раскрываться на основании запроса, письменного или в электронном виде. Если запрашиваемая информация была раскрыта в необходимом объёме на официальном сайте УО, то УО имеет право в качестве ответа предоставить адрес указанного официального сайта, на котором размещена информация.
Ч. 1 ст. 8 закона «О защите прав потребителей», говорит о том, что потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе. Эта информация должна предоставляться в доступном и наглядном виде.
Ч. 2 ст. 9 указанного закона уточняет, что, если деятельность изготовителя подлежит лицензированию, то до потребителя доводится информация о (об):
• виде деятельности лицензиата;
• номере лицензии;
• сроках действия лицензии;
• органе, выдавшем указанную лицензию.
В ст. 10 указано, какие сведения о товаре вправе получить потребитель:
• наименование технического регламента или другое свидетельство об обязательном подтверждении соответствия товара;
• сведения об основных потребительских свойствах товаров;
• цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
• гарантийный срок - в случае, если он установлен;
• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
• информация об энергетической эффективности товаров;
• срок службы или срок годности товаров (работ);
• адрес, фирменное наименование изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
• информация о правилах выполнения работ и оказания услуг;
• указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу или оказывать услугу, а также информация о нём, если это имеет значение.
Указанные данные доводятся до потребителя в технической документации. Заметим также, что все эти сведения вправе получить или запросить собственник помещений в МКД у управляющих организаций или ТСЖ.
Ещё одно замечание, которое подведёт нас к важному выводу - по отдельным видам товара способ доведения информации устанавливается Правительством РФ (п. 1 закона «О защите прав потребителей»).
[B]ПП РФ N 731 и N 209-ФЗ[/B]
Постановление N 731 - это постановление Правительства РФ, а Федеральный закон от 24 июля 2014 года N 209-ФЗ о ГИС ЖКХ принят Государственной Думой РФ.
Хотя с 1 июля 2016 года и отменяется действие п. 10 ст. 161 ЖК РФ, что обозначает, что Реформа ЖКХ перестала быть лицензионным требованием, однако ПП РФ N 731 не отменено.
Закон «О защите прав потребителей» совместно ПП РФ N 731 диктует сейчас требования к раскрытию УО информации о предоставляемых услугах и работах. Главный принцип при этом - «наглядная и доступная форма» предоставления данных и неограниченный доступ к ним. Соответствует ли этому определению система ГИС ЖКХ, где для просмотра данных требуется регистрация?
Мнение РосКвартала. Мы в этой ситуации рекомендуем УО не расслабляться и размещать подробные сведения о своей деятельности на всех возможных информационных площадках: информационных стендах, своём сайте, в системе ГИС ЖКХ.
[B]О штрафах[/B]
Однозначно сейчас можно сказать следующее - с 1 июля 2016 года ГЖИ не может оштрафовать УО за отсутствие информации на Реформе ЖКХ.
Однако угроза штрафа полностью не исчезает. Если потребители не смогут воспользоваться своим правом на доступную и наглядную информацию и напишут заявление в прокуратуру или в Роспотребнадзор, то оштрафовать УО могут уже эти ведомства, однако уже не за нарушение лицензионного требования, а за ограничение прав потребителей.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
[COLOR=#000080pt]
[URL=http://roskvartal.ru/blog/07/19/reforma-vs?utm_source=email&email=asha_auk%40mail.ru&utm_medium=email&utm_campaign=2016_07_21_reforma_vsyo_for_examinee&utm_term=asha_auk%40mail.ru?email=jt@inbox.ru]http://roskvartal.ru/blog/07/19/reforma ... <a href="mailto:t@inbox.ru">t@inbox.ru[/URL]</a>[/COLOR]