18.1.5. Кто обязан контролировать качество холодной и горячей воды, поставляемой в многоквартирный дом?
С одной стороны, именно организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение, как сторона договора горячего или холодного водоснабжения, обязанная подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, должна обеспечить качество такой воды установленным требованиям к ее составу, давлению, температуре и т.д., и должна контролировать ее качество, о чем прямо указано в ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25 Закона №416-ФЗ.
Пунктом 10 Типового договора холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, к обязанностям организации водопроводно-канализационного хозяйства относится осуществление производственного контроля качества холодной (питьевой) воды и соблюдение установленного режима подачи холодной воды.
При этом организация ВКХ, согласно п. 11 названного Типового договора, вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды и приборам учета, обеспечиваемый ей управляющей организацией в порядке, предусмотренном разделом VI Типового договора.
Аналогичные условия содержатся в п. 13 и 14 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643.
В указанных пунктах установлена обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры подачи горячей воды, а также право такой организации осуществлять доступ к сетям горячего водоснабжения, местам отбора проб горячей воды для определения качества поданной (полученной) горячей воды путем отбора проб, к приборам учета (узлам учета) для контрольного снятия показаний приборов учета (узлов учета), в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний, а также для осмотра сетей горячего водоснабжения и оборудования.
С другой стороны, управляющая организация, приобретающая холодную и горячую воду для целей предоставления потребителям коммунальных услуг и для содержания общего имущества в многоквартирном доме, должна быть уверена в качестве поставляемой в многоквартирный дом холодной и горячей воды для предоставления ею качественных коммунальных услуг потребителям в МКД, а в случае нарушения требований к качеству воды вправе требовать его соблюдения, а также снижения платы за некачественную воду, поставленную в многоквартирный дом.
Так, в пп. а) п. 18 Правил №124 прямо предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять контроль качества поставляемого коммунального ресурса и непрерывности его подачи на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В п. 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, указано, что управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
К обязанностям такой аварийно-диспетчерской службы относится круглосуточное осуществление повседневного (текущего) контроля за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг.
Пунктом 18 Минимального перечня №290 предусмотрено, что в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, входит постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Из приведенных норм следует, что управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в т.ч. установленными Минимальным перечнем, обязана осуществлять постоянный контроль в отношении таких параметров поставляемой в многоквартирный дом воды как давление, температура и расход(как правило осуществлять такой контроль позволяют установленные общедомовые приборы учета), а также контроль качества поставляемой в МКД холодной и горячей воды в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям (в т.ч. по химическому составу, по показателям радиационной безопасности, по микробиологическим и паразитологическим показателям, по соответствию нормативам запаха, привкуса, цветности, мутности).