new_year

До двухдневного семинара в Шерегеше осталось:

Статьи

Главная Региональный оператор не взыскивал долги по взносам на капитальный ремонт. Попробуем взыскать с него убытки.

Показать статьи темы

за


Региональный оператор не взыскивал долги по взносам на капитальный ремонт. Попробуем взыскать с него убытки.

Некоторое время назад участники нашего форума затронули одну очень интересную, но, к сожалению, весьма проблемную тему, касающуюся возможности взыскания с регионального оператора убытков, вызванных тем, что в период формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора он не вел надлежащим образом работу по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт.

В указанный период (пока ФКР формировался на счете регоператора) региональный оператор лишь время от времени направлял в суд заявления о вынесении судебных приказов в отношении должников по взносам на капитальный ремонт, но после отмены судебных приказов в связи с поступившими от должников возражениями, не использовал далее возможность взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт в порядке искового производства, прямо предусмотренную ст. 129 ГПК РФ.

Бездействие регоператора привело в итоге к тому, что при принятии собственниками помещений решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и о его формировании на специальном счете, на такой спецсчет, открытый его владельцем (ТСЖ или управляющей организацией), перечисляются денежные средства не в том объеме, на который могли рассчитывать собственники помещений при надлежащем ведении региональным оператором работы по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт, а в существенно меньшем.

При этом выбранный собственниками помещений владелец специального счета, движимый целью обеспечения его наполнения в максимально возможном размере, а также для исключения рисков принудительного возврата к формированию фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в порядке, установленном ч. 10 ст. 173 ЖК РФ, начинает вести планомерную работу, направленную на взыскание долгов по взносам на капитальный ремонт с собственников помещений, ставших должниками еще в период формирования ФКР на счете регионального оператора.

Суд удовлетворяет требования владельца специального счета к названным должникам, но не в полном объеме, а лишь частично, снизив сумму подлежащих взысканию денежных средств с учетом применения срока исковой давности по заявлению должника (ответчика).

Т.е. складывается ситуация, при которой владелец спецсчета не может обеспечить его формирование в полном размере не по своей вине, а вследствие того, что региональным оператором своевременно и надлежаще не велась работа по взысканию долгов по взносам на капитальный ремонт, что привело к возникновению у собственников помещений убытков в размере денежных средств, во взыскании которых с должников суд отказал, применив сроки исковой давности.

У нежелающих смириться с такой несправедливостью собственников помещений и представляющего их интересы владельца специального счета появляется закономерное желание взыскать с регионального оператора указанные убытки, т.к. именно его некачественная работа по взысканию задолженности привела к их возникновению (либо он «бросал дело на полпути» - не прибегал к взысканию долгов в порядке искового производства после отмены судебных приказов, либо несвоевременно обращался в суд, заявляя требования о взыскании задолженности, в состав которой входили долги за пределами срока исковой давности и суд удовлетворял в связи с этим заявленные требования только в части).

Одним владельцем спецсчета перед нами была поставлена задача подготовить позицию, содержащую обоснование требований к региональному оператору о взыскании с него описанных выше убытков.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие полномочия регионального оператора при формировании фонда капитального ремонта на его счете, судебную практику, касающуюся взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт за пределами сроков исковой давности, а также судебную практику, связанную с оспариваем предписаний, выдаваемых регоператору в связи с тем, что им не организована работа по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД, мы были вынуждены констатировать, что шансов добиться в судебном порядке взыскания убытков с регионального оператора в рассматриваемой ситуации достаточно мало ввиду следующего.

Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни нормами просмотренных нами региональных законов об организации и проведении капитального ремонта, ни уставами региональных операторов прямо не установлена обязанность регионального оператора взыскивать задолженность с собственников помещений по взносам на капитальный ремонт.

Но, если несмотря на отсутствие прямого указания закона на такую обязанность, владельцем специального счета будет принято решение об обращении в суд за взысканием убытков с регионального оператора в сумме денежных средств, которые не удалось взыскать с собственников помещений в связи с применением судом сроков исковой давности (а именно в связи с тем, что региональный оператор своевременно не взыскал с собственников долги по взносам на капремонт, пока ФКР формировался на его счете), то полагаем, что при формировании своей правовой позиции владелец спецсчета может использовать следующие аргументы. 

В силу положений ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12.04.2016 N 10-П, «в  системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям». 

В соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, образуют фонд капитального ремонта.

Из изложенного следует, что надлежащее и своевременное исполнение собственниками помещений возложенной на них обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт позволяет финансово обеспечить его организацию и проведение для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.

Ч. 1 ст. 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение для собственника включает в себя взнос на капитальный ремонт.

В ч. 15 ст. 155 ЖК РФ закреплено право лица, которому вносится плата за жилое помещение, взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению такой платы.

При этом нормами жилищного законодательства не установлено право регионального оператора освобождать кого-либо из собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.

Пунктом 7 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.

Как неоднократно было отмечено судами, функции аккумулирования взносов на капитальный ремонт подразумевают под собой и ведение работы по взысканию задолженности в судебном порядке.

При этом суды отмечают, что данную функцию аккумулирования взносов регоператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, фонды капитального ремонта которых формируются на счете, счетах регионального оператора (п.1 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ).

Такая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2019 №Ф04-90/2019 по делу №А67-4971/2018, Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 №02АП-1209/2019 по делу №А17-7730/2018.

Ввиду того, что исполнение функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт является обязательной для регионального оператора и поскольку такая функция включает в себя взыскание в судебном порядке просроченной задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт, такая функция должна исполняться региональным оператором надлежащим образом и в полном объеме, поскольку допущенные при ее осуществлении нарушения затрагивают права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, прямо влияя на объем (сумму) денежных средств, перечисляемых региональным оператором на специальный счет при изменении собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта 

В том случае, когда регоператор своевременно и надлежаще осуществляет возложенную на него функцию по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора в размере, необходимом для обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. 

В том случае, когда региональный оператор пренебрегает исполнением своих функций, являясь при этом специализированной организацией, созданной субъектом РФ для осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, соответствующее бездействие регионального оператора, выразившееся в не проведении работы по взысканию в судебном порядке задолженности по взносам на капитальный ремонт с собственников помещений в многоквартирном доме, является неправомерным и приводит к возникновению у собственников помещений в указанном доме убытков при изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет.

Следует отметить, что в тот период, когда фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, именно регоператор является лицом, имеющим право на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт, что следует из ч. 2 ст. 154, ч. 15 ст. 155, п.1 ч. 1 ст. 180, 7 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ (при этом он может действовать сам или с участием своего представителя). Никакие иные лица в этот период не наделены правом на взыскание такой задолженности.

После того, как собственниками принимается решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и о его формировании на специальном счете, региональный оператор обязан передать владельцу специального счета все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, а также, согласно ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, в течение 5 дней перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

В ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Из совокупности приведенных норм следует, что перечисленные региональным оператором на специальный счет средства фонда капитального ремонта, равно как и уплаченные собственниками после открытия специального счета взносы на капитальный ремонт, формируют фонд капитального ремонта соответствующего многоквартирного дома.

Таким образом, размер перечисленных региональным оператором денежных средств в виде взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками (или взысканных с них в судебном порядке), напрямую влияет на размер фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете после смены способа формирования фонда капитального ремонта.

Не осуществление региональным оператором своевременно и в полном объеме возложенных на него функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, включая не осуществление им действий по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт в полном объеме (при наличии у него такой возможности и при отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих   об   отсутствии   у   регионального оператора в период формирования фонда капитального ремонта на его счете возможности своевременно обратиться за взысканием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в судебном порядке) привело к возникновению у собственников помещений убытков в размере денежных средств, во взыскании которых с собственников помещений суд отказал в связи с применением срока исковой давности при рассмотрении спора о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт по требованиям, заявленным владельцем специального счета.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если после изменения способа формирования фонда капитального ремонта были проведены работы по капитальному ремонту с использованием средств со спецсчета, то в исковом заявлении речь нужно вести о возмещении убытков, под которыми понимаются расходы, произведенные собственниками помещений на работы по капитальному ремонту, в величине не взысканных своевременно региональным оператором долгов по взносам на капитальный ремонт, по которым срок исковой давности истек и которые взыскать с собственников помещений по вине регионального оператора уже невозможно.

Если после изменения способа формирования фонда капитального ремонта еще не были проведены работы по капитальному ремонту с использованием средств со спецсчета, то речь нужно вести о возмещении убытков, под которыми понимаются расходы, которые должны будут понести собственники помещений для оплаты работ по капитальному ремонту в величине не взысканных своевременно региональным оператором долгов по взносам на капитальный ремонт, по которым срок исковой давности истек и которые взыскать с собственников помещений по вине регионального оператора уже невозможно.

При этом в иске также необходимо указать, что восстановление нарушенного права собственников помещений может быть осуществлено не иначе как путем взыскания убытков с регионального оператора, неправомерное виновное бездействие которого привело к их возникновению, поскольку иного способа возместить произведенные (те, которые будут произведены) собственниками помещений расходы на оплату работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не имеется ввиду отсутствия возможности для взыскания просроченной задолженности по взносам на капитальный ремонт за пределами сроков исковой давности с тех собственников помещений, которые своевременно такие взносы не уплатили в нарушение возложенной на них обязанности ч. 2, 3 ст. 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ.

Подводя итог изложенному, считаем, что попробовать обратиться в суд можно. А вдруг повезет… Жизнь покажет.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь.


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Татьяна Михайловна
    17.02.2021

    Спасибо, возьму на заметку

  • о-хо-хо
    о-хо-хо
    17.02.2021

    Вы знаете, ИМХО, подход должен быть не в том, что надо обязывать РО бегать за собственниками, а в том, что взносы на КР являются целевыми (по аналогии того, что долги по ним, как и по целевым взносам переходят от собственника к собственнику), а насколько я помню, к целевым взносам срок исковой давности не применялся.

    Так и тут, надо формировать практику, когда к взносам на КР не применяется срок исковой давности, а достаточно весомые штрафы за неуплату взноса должны сделать их неуплату невыгодной.

  • Baikal
    Baikal
    18.02.2021

    Я бы наверное все-таки пошел по пути подачи коллективного иска от собственников:)

  • razin
    razin
    18.02.2021

    о-хо-хо написал:


    насколько я помню, к целевым взносам срок исковой давности не применялся.

    А на каком основании ?

  • о-хо-хо
    о-хо-хо
    18.02.2021

    razin написал:


    о-хо-хо написал:
    насколько я помню, к целевым взносам срок исковой давности не применялся.

    А на каком основании ?

    Давно это было.... примерно тогда, когда еще жила идея, что если в здании есть кондоминимум, то все собственники являются его членами.

    История про неприменение срока давности к целевым, что-то вроде: квартиры тогда продавались в бетоне, собственники на ОСС принимали решение о проведении такого-то ремонта и сборе целевых средств (например холла). Перекупщики деньги не сдавали и тянули до последнего. После того, как холл был сделан, перекупщики начинали водить покупателей по вновь сделанному холлу... Конечно стоимость квартиры с новеньким холлом возрастала, квартира перепродавалась значительно лучше и дороже, а новый хозяин говорил: "ребята, срок давности прошел" или "долги не переходят при смене собственника, я деньги сдавать не буду". Таким образом холл ремонтировался за деньги тех, кто сдал деньги, и в последующем целевые можно было взыскать через суд...

    Аналогичная ситуация и РО. РО -это-ж просто "накопитель средств", а не система с аналитиками, вышибалами и пр...
    Система сбора взносов на КР должна быть неотвратимой, т.е если ты не платишь сейчас, то по-любому ты заплатишь когда-нибудь (или при продаже квартиры, или наследники твои заплатят (или долг на них перейдет)).

    Тут-же как: Действующая система взыскания долгов, типа: "УО идет взыскивать текущие долги с собственника, а заодно и КР взыщет" работает неполностью, потому, что есть люди которые не платят "в принципе" т.к. не могут или не хотят платить, а выселить и продать их жилье нельзя... И если УО как-то может переваривать текущий неплатеж, то долг за КР копится десятилетиями. Но ведь при этом, если полдома не платит, то трубы и крыша в нем в 2 раза дольше не служит....

  • Потребитель
    Потребитель
    18.02.2021

    «Управляющая организация является посредником между всеми жильцами МКД, согласно реестру МКД и представляя их интересы - перед лицами или организациями, которые предоставляют услуги по обслуживанию доверенного организации многоквартирного дома.»

    «Для практической реализации поставленных целей и задач управление многоквартирным домом должно включать в себя следующие функции:

    1. Договорно-правовая деятельность:

    – заключение качественных договоров на управление, на работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных и иных услуг, связанных с управлением многоквартирным домом;

    – применение мер гражданско-правовой ответственности в случае нарушения договорных обязательств;

    – иная, связанная с договорно­правовой, деятельность по управлению многоквартирным домом.

    «Существуют полномочия управляющей компании, которые учитывают при оформлении договора. К ним относится:

    Использование мер по взысканию долгов с владельцев квартир.»

    согласно

    ДУ

    «4.15. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет Собственника по отдельному Договору. Решение общего собрания Собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений Управляющей организации о дате начала капитального ремонта, сроках его проведения, необходимом объеме работ, стоимости работ, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.»

    № 416

    4. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

    в)

    подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома,

    ж)

    начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями аконодательства Российской Федерации;

    ЖК

    « ст. 154

    2) взнос на капитальный ремонт;

    ст. 155

    2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

    ст.170

    3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

    ст. 175

    3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

    3.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

    3.2. Уполномоченное лицо, указанное в части 3.1 настоящей статьи, обязано представлять владельцу специального счета в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт.

  • Sergey_P
    Sergey_P
    18.02.2021

    и к чему эта портянка?

  • Eleonor
    Eleonor
    20.02.2021

    Sergey_P написал:



    и к чему эта портянка?

    Наверно, желает сказать, что УО должна взыскивать)) А вообще, что потребитель делает на форуме управленцев?

  • Потребитель
    Потребитель
    02.03.2021

    «30 января 2020 года

    Дело NoА41-98485/19»

    «Взыскать с ООО "СЕРВИС ПЛЮС" в пользу ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА задолженность в размере 5 582 297 руб. 55 коп., расходы по госпошлине в размере 50 911 руб. 00 коп..»

  • alekseyst2005
    alekseyst2005
    02.03.2021

    Потребитель написал:


    «30 января 2020 года Дело NoА41-98485/19» «Взыскать с ООО "СЕРВИС ПЛЮС" в пользу ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА задолженность в размере 5 582 297 руб. 55 коп., расходы по госпошлине в размере 50 911 руб. 00 коп..»

    Это совсем не то о чем говорится в статье

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!