new_year

Статьи

Главная Может ли УО требовать от потребителей паспортные данные и снимать с них копии при подаче заявления о перерасчете КУ

Показать статьи темы

за


Может ли УО требовать от потребителей паспортные данные и снимать с них копии при подаче заявления о перерасчете КУ

Источник фото: https://www.pexels.com/

Тема персональных данных потребителей и способы их получения всегда актуальны для УО. Такая информация зачастую требуется УО для взыскания задолженности с потребителя. Получить ее иным способом, кроме как от самого потребителя, достаточно проблематично.

Мораторий, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №498-ФЗ, согласно которому до 1 июля 2022 года приостановлено действие требования об обязательном указании одного из идентификаторов должника-гражданина при подаче искового заявления/заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с граждан коммунальных долгов юридическими лицами и ИП, занятыми в сфере ЖКХ, не всегда на деле принимается судами в учет, да и не облегчает ситуацию с исполнительным производством. Мы писали об этом в статье

Так что ждем, как с 20 июня 2022 года заработают изменения в статьи 124 и 131 ГПК РФ, которые актуальны для тех случаев, когда у УО отсутствуют необходимые для подачи иска идентификаторы должника.

А сегодня поговорим о случае, который произошел с агентом регионального оператора по обращению с ТКО в Свердловской области. Регоператор заключил с АО "Региональный информационный центр" агентский договор, по условиям которого РИЦ от имени и за счет принципала осуществляет ряд действий, в том числе деятельность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и начислению размера платы за услугу в пользу принципала.

Один из потребителей обратился в АО "РИЦ" с заявлением по вопросу перерасчета платы за ТКО. При этом представитель АО "РИЦ" без согласия потребителя сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя. Соответствующая отметка была сделана в заявлении. Возмущенный данными действиями потребитель пожаловался в прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Качканара, АО "РИЦ" было внесено представление, в соответствии с которым агенту предписано: рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства.

Агент с данными выводами не согласился и обратился в АС Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры города Качканар.

Арбитражный суд Свердловской области в решении от 27 сентября 2021 г. по делу №А60-24551/2021 встал на сторону прокуратуры и в удовлетворении требований отказал, указав следующее.

«...согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ)

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ гласит, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

В соответствии с п. 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно п. 91 Правил №354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Пунктом 92 Правил №354 предусмотрено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Согласно п. 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы); г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии; д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия; е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось; ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ; и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык (п. 93 Правил №354)

Согласно п. 95 Правил №354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю копии документов, удостоверяющих личность, в том числе, для снятия их копий. Поскольку в силу требований законодательства о персональных данных обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым.

Прокуратурой г. Качканара установлено, что Жарикова А.С. обратилась в АО "РИЦ" с вопросом о перерасчете платы за ТКО. При этом согласия на предоставление и обработку персональных данных Жарикова А.С. не давала, о чем свидетельствует ее отметка в заявлении от 22.12.2020. Между тем, представитель АО "РИЦ" без ее согласия сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя. 

Кроме того, прокуратурой города установлено, что форма бланка заявления, предлагаемая для заполнения потребителями в целях уточнения информации в платежном документе, также не соответствует требованиям законодательства о персональных данных, поскольку содержит графу с указанием паспортных данных гражданина.

На основании изложенного, цели, для достижения которых АО "РИЦ" запрашиваются паспортные данные потребителей, а также осуществляется копирование документов, удостоверяющих личность граждан, не соответствуют целям, в рамках которых оператором в лице АО "РИЦ" осуществляется обработка персональных данных потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО. 

В этой связи, требование с потребителей паспортных данных и копий паспортов при осуществлении пересчета за потребляемые услуги является недопустимым, влечет нарушение прав граждан на обработку персональных данных в соответствии с законом. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, представленное заявителем, не может в рассматриваемой ситуации являться основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку принято по обращению другого лица по иным обстоятельствам. При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат…».

Агент попытался обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанциях, но безрезультатно. И Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. №17АП-15743/21 и Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2022 г. № Ф09-1630/22 дублируют позицию суда первой инстанции.

Данное дело актуально для УО, являющихся исполнителями коммунальных услуг. Для исключения подобных инцидентов, при приеме заявлений и документов от собственников сотрудникам УО необходимо знать и помнить, предоставление каких документов УО может требовать в той или иной ситуации, а какие документы и копии предоставляются потребителем только с его письменного согласия.                                                                                                                

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. В суды вместе с вами и вместо вас не ходим, но подготовим все необходимые документы: иск, претензию, обжалование, апелляцию. Если у вас проигрышная позиция и шансов на успех мало, то прямо об этом скажем, а не будем сулить золотые горы. Но обращайтесь к нам заранее, а не перед заседанием или перед проверкой ГЖИ, так как ответы готовим в течение 5 рабочих дней.

Запись на консультацию здесь.


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!