crm

Статьи

Главная Бремя доказывания экономического обоснования размера платы. Часть вторая

Показать статьи темы

за


Бремя доказывания экономического обоснования размера платы. Часть вторая

Изображение от Freepik

Интересующиеся читатели уже узнали первоисточник – определение ВС РФ от 18.04.2023 № 45-КГ23-2-К7, изучили все состоявшиеся по делу судебные акты.

Мы же отметим, что на третьем круге заседание в апелляционной инстанции назначено на 27.06.2023 и позиция коллегии ВС РФ не оставляет сомнения в том, как Свердловский областной суд разрешит спор.

Тем не менее мы уже сейчас можем сформулировать собственные выводы и рекомендации коллегам на будущее.

Первое, оно же основное: бремя доказывания экономического обоснования размера платы должно возлагаться на того, кто предлагает «свой» размер платы.

При этом согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ «по умолчанию» именно управляющая организация предлагает размер платы, но ситуации могут быть следующие:

  • на ОСС рассматривается единственное предложение размера платы, внесённое УО;

  • на ОСС рассматривается два и более предложения размера платы, поступившие как от УО (альтернатива), так и от собственников.

Первая ситуация – типовая, это и есть ч. 7 ст. 156 ЖК РФ в чистом виде. И здесь очевидно, что, если предложение УО не будет принято, ей придётся работать «на старом тарифе».

Ситуация вторая – предложений несколько и при любом исходе голосования останутся недовольные. Но что с обоснованием?

Кто предлагает, тот обосновывает, а потому во второй ситуации логично ожидать представления обоснования предлагаемого размера платы не только от УО, но и от собственников помещений.

А теперь мысленно вернёмся в первую часть статьи и вспомним, что отметил суд апелляционной инстанции: приведение каких-либо расчетов с указанием стоимости услуг самостоятельно установленного собственниками помещений многоквартирного дома перечня не свидетельствует о том, что при определении ими тарифа стоимости содержания жилья учтены технические характеристики объекта.

Ключевой момент здесь (и мы неоднократно коллегам повторяли это) – неразрывная связь предлагаемого размера платы с перечнем работ и услуг по договору управления. При этом изменения перечня возможны такие:

  • рост стоимости работ и услуг (всех или отдельных);

  • снижение стоимости работ и услуг (всех или отдельных);

  • расширение перечня (дополнительные работы и услуги);

  • усечение перечня (исключение отдельных работ и услуг).

Первое изменение – в интересах УО и ею же предлагается. В данной ситуации бремя доказывания целесообразности ложится на УО (при сопротивлении второй стороны договора, естественно).

Второе изменение чаще всего инициировано собственниками, причём в большинстве случаев именно в данной ситуации наблюдается разрыв связи «перечень – плата», ибо никто не доводит дело до конца и не выносит на голосование перечень со сниженными расценками.

В итоге ни одна сторона договора управления не сможет доказать, что та или иная работа или услуга теперь имеет такую-то стоимость.

Например: принято решение о том, что плата составляет не 25 рублей, а всего 20. И никто не знает, с каких позиций убрать «лишние» 5 рублей.

Ситуация третья – расширение перечня – возможна по инициативе любой стороны договора, но если это инициатива УО – ей придётся предлагать и размер платы повыше, ибо альтруистов нет. Забесплатно УО не будет делать «новую» работу.

Если же собственники голосуют за дополнительные работы и услуги в перечне, они зачастую искренне полагают, что это допустимо и без повышения размера платы.

Здесь следует напомнить всю судебную практику о том, что законом сформулировано требование о соразмерности; перечень должен быть соразмерен той плате, которую УО вправе получить за выполнение перечня работ и услуг.

Четвёртая ситуация наблюдается редко, в основном это инициатива собственников помещений, которые полагают, что можно самостоятельно не только полы помыть, но и всё прочее сделать.

В данной ситуации УО рискует, поскольку компетенция ОСС не позволяет игнорировать тот же Минимальный перечень № 290. Вроде как если УО не получает плату за «исключённую» услугу. То с неё и спросить собственники не могут.

А инспектор ГЖИ и прокурор – могут!

Ведь все мы помним, что сформулировал Президиум ВАС РФ в постановлении № 6464/2010: все необходимые работы и услуги считаются предусмотренными в договоре независимо от того, имеется ли на сей счёт решение ОСС.

Убрать...

Полная версия доступна только подписчикам

Комментарии

  • Счетовод ВоТруБа
    Счетовод ВоТруБа
    29.05.2023

    На мой взгляд данное решение ВС РФ еще больше все запутывает экономические отношения в жилищном законодательстве... Особенно в этом деле мне непонятно позиция упёртых жителей, которые несмотря на все решения апелляционных и кассационных инстанций добились не пойми чего в ВС РФ.... И ведь есть у них деньги на адвокатов и время на процессы чтобы кляузы строчить

  • саныч
    саныч
    29.05.2023

    Очередное "людям надо идти навстречу". Чистая политика и никакого права.
    "Обоснованный тариф" еще черт знает когда был больше 40 рублей. Если считать все работы и исполнять все нормативы по кол-ву сотрудников и платить им хоть сколь нибудь приличную зарплату.
    Какая разница 14 рублей или 33 рубля, если должно быть 60-70? Ни то, ни другое никакого "экономического обоснования" не имеет.
    14 рублей рублей хватит на подготовку к отопительному сезону и немного латать трубы по мелочам. За 33 рубля их будет что-то как-то что будет делаться. Но тоже с нареканиями.

  • rabotagkh
    rabotagkh
    29.05.2023

    саныч написал:


    должно быть 60-70?

    если выполнять все работы предусмотренные ПП-290, то потребуется от 500 руб. разве нет?

  • саныч
    саныч
    30.05.2023

    rabotagkh написал:


    ПП-290,

    ПП 290 как раз таки ничего... Там как раз не так все плохо.
    А вот 170 правила + рассеянные по другим приказам и прочим постановлениям "требования" все вместе, невыполнимы, в принципе. Ни за какие деньги. 170ые требуют, что в штате каждой УК был сотрудник который "разбирается" в фундаментах и грунтовых водах.
    А печально известный САН ПИН с ежедневной уборкой. Там же написано, что УК отвечает за почву и "воздух" (!).
    Я уже не говорю о том, чтобы обеспечить нормальное выполнение осмотров общего имущества в квартирах собственников 2 раза в год, потребуется отдельный юрист или несколько (в зависимости от кол-ва квартир), который только тем заниматься и будет, что ходить по судам и приставам и обеспечивать предоставления доступа: тут короб разобрать, тут плитку, тут кухонный гарнитур, тут нишу, тут еще что. А если мы умножим неэффективность судебных приставов на совершенно осознанное нашим законодателем нежелание "мотивировать" лиц исполнять неимущественные требования, то вообще все выглядит печально..

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!