crm

Статьи

Главная Бремя доказывания экономического обоснования размера платы

Показать статьи темы

за


Бремя доказывания экономического обоснования размера платы

Изображение от Freepik

Это первая часть большой статьи. Мы опишем ход судебного спора, а собственные мысли раскроем в следующей части статьи.

Вроде заурядное начало и предсказуемый исход дела: истец настаивал на том, что УО неправомерно применяет муниципальный размер платы. Но события развивались весьма неожиданно, с кульминацией в Верховном Суде РФ.

Вот какие требования были предъявлены к УО:

  • о признании незаконными действий по применению размера платы;

  • о возложении обязанности начислять плату в том размере, который принят на ОСС;

  • о компенсации морального вреда.

Следите за руками: в 2021 году УО предложила на ОСС размер платы 33,88 руб./м2, но собственники проголосовали за свой размер платы – 13,44 руб./м2.

Получив такое решение ОСС, не согласная УО довела к сведению «стороны договора управления», что поскольку принят экономически необоснованный размер платы, УО будет применять установленный ОМСУ размер платы, равный 20,87 руб./м2.

Реплика в сторону: мы понимаем, что край суровый, но это первый прокол. Неоднократно на форуме и на планёрках, на вебинарах и семинарах мы обращали внимание на то, что законом условия применения «муниципального тарифа» очень криво описаны и смельчаки рискуют попасть под каток надзорных органов…

Как бы то ни было, суды первой и апелляционной инстанций поддержали истца.

К слову, ГЖИ в суде пояснила, что поскольку никто не обращался с жалобами, то и никаких проверочных мероприятий по данной проблеме не проводилось.

А вот Роспотребнадзор напротив, заявил, что действия УО необоснованны.

УО доказывала, что решение ОСС в части установления экономически необоснованного размера платы ничтожно по ст. 181.5 ГК РФ. Увы, суды не восприняли…

Но из кассации дело было возвращено на новое рассмотрение в апелляцию, которая на втором круге решила дело в пользу УО, сославшись в том числе на п. 2 ст. 168 ГК РФ… Естественно, кассация поддержала выводы.

Реплика: а вот не лень освежить в памяти текст данной нормы:

«Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки».

Нам с этого момента стало тревожно, ибо публичные интересы – вещь тонкая, но уже давно Верховным Судом РФ разъяснённая… Второй звоночек… А начиналось очень логично! Вот как мотивировали суды свои выводы в пользу УО.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно.

Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В п. 35 Правил содержания общего имущества установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года  № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, утвержденный общим собранием собственников размер такой платы, также как и перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества дома, не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание...

Полная версия доступна только подписчикам

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!