Источник фото: https://www.pexels.com/
Предписание контролирующего органа-документ, «привычный» для управляющих организаций (далее-УО). В процессе деятельности даже самые добросовестные компании вынужден сталкиваться с такими «грозными» документами, исполнять суть их положений либо оспаривать в суде.
В настоящей статье мы обсудим на примере судебной практики, что такое предостережение и как вести себя УО при его получении.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований является сравнительно новым видом результата проверки, более мягким по сравнению с предписанием об устранении нарушений или устранении несоответствия. Направление контролирующими органами предостережения предусмотрено ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее-294-ФЗ).
Выдача данных предостережений является профилактической мерой. Следует учесть тот факт, что законодательство устанавливает критерии, в силу которых объекту проверки можно выдавать предостережения при обнаружении нарушений обязательных требований (к примеру, требований пожарной безопасности):
Орган власти, организация или гражданин впервые привлекаются к ответственности за нарушение.
Выявленные нарушения не причиняют вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, не влекут возникновение пожара, ЧС либо не создают непосредственную угрозу названных последствий.
Федеральным законом не установлены иные обязательные санкции за выявленное нарушение.
Возможность работы с предостережениями была предоставлена начиная с 22 марта 2017 года после вступления в силу Правил, регламентирующих составление и направление предостережения, подачу объектом проверки возражений и их рассмотрение, уведомление об исполнении предостережения.
Интересным является Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2019 года № Ф07-16418/18: Арбитражный суд не усмотрел в предостережении надзорного органа признаки ненормативного правового акта и прекратил производство по делу о признании предостережения недействительным, отказавшись рассматривать дело об оспаривании предостережения органа ГЖН, сославшись на неподведомственность.
ТСЖ оспаривало предостережение, согласно которому ему предложено действовать в рамках действующего законодательства и не требовать с собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по указанному адресу, плату за жилищно-коммунальные услуги за период с января по февраль 2018 года.
Суд первой инстанции, оценив содержание и цель выдачи оспоренного документа, пришел к выводу о том, что выданное Комитетом предостережение не содержит властно-обязывающего предписания, не обладает силой принудительного исполнения, а преследует цель предостеречь хозяйствующий субъект от возможного нарушения требований законодательства. На основании данного вывода суд заключил, что указанное предостережение не может рассматриваться в качестве ненормативного правового акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем прекратил производство по делу.
Апелляционный суд постановлением от 16.10.2018 года оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В кассационной инстанции отметили, кроме того, что оспариваемое предостережение не порождает экономического спора, поскольку содержит лишь предложение юридическому лицу по устранению выявленных с позиции надзорного органа нарушений в целях предотвращения (профилактики) совершения возможных правонарушений.
Довод о том, что предостережение возлагает на заявителя определенные обязанности, был отклонен.
Суды различных инстанций единогласно решили:
выданное органом Госжилнадзора предостережение не содержит властно-обязывающего предписания,
не обладает силой принудительного исполнения,
преследует цель предостеречь хозяйствующий субъект от возможного нарушения требований законодательства,
не устанавливает факт нарушения со стороны требований действующего законодательства,
не порождает препятствий для осуществления заявителем экономической деятельности,
в связи с чем не может рассматриваться в качестве ненормативного правового акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ.
Следует упомянуть, что предостережение надзорного органа можно назвать «допроверочным» аналогом предписания – оно выдается в отсутствие полноценной проверки, в ситуации, когда у надзорного органа нет абсолютно определенной информации о нарушениях закона, и за неисполнение предостережения не предусмотрено ответственности.
Несмотря на вышеизложенное, отмечу, что позицию «неоспоримости» предостережения поддерживают не все арбитражные суды. Практика знает множество случаев, когда дела о признании предостережения недействительным рассматриваются по существу:
Постановление АС Поволжского округа от 15 июня 2018 года № Ф06-33965/18;
Постановление Девятого ААС от 06 ноября 2018 года № 09АП-54474/18;
Постановление Семнадцатого ААС от 25 июня 2018 года № 17АП-7449/18.
Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Ресурсы отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
17721 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!