Тема: Коммунальные услуги
Источник фото: https://www.pexels.com/
Поводом к написанию статьи, касающейся частного случая использования ККТ, явился не столько ажиотаж в среде «освобожденцев» (кто и от чего освобождён - споры так и идут), сколько широко используемая практика приёма платы за жилое помещение и коммунальные услуги по агентской схеме, в которой управляющая организация выступает поставщиком, который получает от плательщиков деньги через платёжного агента.
Оперировать будем несколькими понятиями, вот они (для удобства лишнее опустим без ущерба смыслу, поскольку рассматриваем конкретную ситуацию в «сфере ЖКХ»):
поставщик - юридическое лицо или ИП, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»);
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона);
платёжный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом (далее - ПА) является оператор по приему платежей (далее - ОПП) либо платёжный субагент (далее - ПС) (п. 3 ст 2 указанного Федерального закона).
платёжный терминал - устройство для приёма платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платёжного агента (п. 6 ст. 2 указанного Федерального закона).
Договор с поставщиком об осуществлении деятельности по приёму платежей ПА в любом случае заключает за счёт поставщика. При этом приём платежей может осуществляться:
ОПП (он здесь в роли ПА) от своего имени или от имени поставщика (то есть два варианта);
ПС от своего имени или от имени поставщика или от имени ОПП, за счёт поставщика или за счёт ОПП (тут шесть вариантов).
Итого как минимум есть поставщик и платёжный агент (=ОПП), который может заключать договоры с одним или целой сетью ПС. Неизменной будет в любом варианте установленная 103-ФЗ обязанность ОПП и ПС использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), это части 11.1 и 12 ст. 4 указанного ФЗ.
При этом ч. 1 ст. 5 того же 103-ФЗ говорит, что приём платёжным агентом денежных средств должен быть подтверждён выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека.
А ч. 1 ст. 6 того же 103-ФЗ говорит, что ПА вправе использовать терминалы, но в их составе должна быть ККТ. Любые иные устройства без ККТ не являются терминалами и их использование запрещено (ч. 6 ст. 6 103-ФЗ).
Поскольку мы дошли до понятия ККТ, укажем специальный закон: Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (далее - 54-ФЗ), в котором нас интересуют понятия:
контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (абзац 14 ст. 1.1);
пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов (абзац 20 ст.1.1).
Установленное ч. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ общее правило таково:
При осуществлении расчёта пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчёта абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
То есть обязанность выдать чек установлена для пользователя ККТ, а это у нас кто? В рамках 103-ФЗ это наш платёжный агент.
А теперь применим изложенное к ситуации, когда покупатель (в понятиях 103-ФЗ это плательщик) намерен совершить платёж с помощью банковской карты (дебетовая или кредитная - не имеет значения).
Вопрос возникает следующий: кто обязан в данном случае выдавать чек, и есть ли в данном случае обязанность выдать чек? Сомнения возникают потому, что 103-ФЗ не применяется при осуществлении расчётов в безналичном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 103-ФЗ).
Здесь тонкость, требующая понимания: в рамках 103-ФЗ деятельность по приёму платежей физических лиц - приём ПА от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление ПА последующих расчётов с поставщиком.
Не нужно путать эту деятельность с переводом денежных средств, осуществляемую в порядке ст. 3 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», в соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» и Положением Банка России от 19.06.2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Формы безналичных расчётов (п. 1.1 Положения № 383-П): платёжными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); перевод электронных денежных средств.
Операторами по переводу денежных средств являются: Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, госкорпорация развития ВЭБ.РФ (ч. 1 ст.11 161-ФЗ),
Операторы по переводу электронных денежных средств - кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 395-I (ч. 1 ст. 12 161-ФЗ).
Как видите, никаких платёжных агентов в понятиях 103-ФЗ тут и рядом не стояло: ПА не осуществляют деятельность по переводу денежных средств в форме безналичных...
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18382 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Спасибо за разъяснение, но всё же по концовке: "А если наш ПА работает от имени поставщика, то и чек должен быть выдан от имени поставщика. Почувствуйте разницу, как говорится! Не «поставщик обязан выдать чек», а «платёжный агент обязан выдать чек от имени поставщика».
Фактически, управляющая организация должна зарегистрировать в налоговой свой аппарат (ККТ) и отдать его платёжному агенту, чтоб тот в момент приёма платежа выбивал чек плательщику. Кто знает иной способ это реализовать, отзовитесь".
А теперь берём ситуацию когда ПА работает с поставщиками и принимает оплату по ЕПД (единому платёжному документу), согласно которому в состав документа входит ряд поставщиков (к примеру 30), и приём платежа осуществляет не через систему "эквайринг" (когда плательщик платит картой Агенту через его терминал), а через личный кабинет "Сбербанк онлайн".
Мы к примеру, получили ряд разъяснений (Система "Главбух", "Система Юрист), о том что при безналичных расчётах Агент, даже если оплата пришла от "Сбербанк", и оплатил он в пользу Агента поставщика через систему, Агент обязан выдать чек.
Но.....
Агент получает реестр платежей с оплатой на 30 поставщиков, возникает вопрос - бить чек на 30 поставщиков? (это уже не касаясь вопроса а вдруг авансовые платежи одному из поставщиков наряду с оплатой за расчётный период (а это чеки на авансы), либо а сколько чеков на вознаграждение Агенту, если к каждому поставщику свой процент, и бить ли их отдельно).
При этом реестр Банка не содержит разбивки по поставщикам, разносу по 253 ПП, делает Агент, банк свою часть удержал на стадии приёма платежа через систему "онлайн" и соответственно чек выдал свой (правда электронный).
Далее если каждый поставщик должен Агенту дать кассу, то в системе ЕПД это к ряду 30 касс на 1 кассира.
Во первых в указанном случае поставщики не дадут и начнут сами собирать (ибо нужно учитывать что Главбухи поставщиков и "отдать кому то кассу, чужому кассиру" понятия очень редко совместимые.
30 касс? Кассиры пошлют к чёрту, а Агенты закроются.
С учётом изложенного, пока обратились в Минфин за доп. разъяснениями (в том числе каким волшебным образом в чеке Агента указывать комиссию удержанную банком, если плательщик требует чек на всю сумму, а ЕРКЦ часть комиссии банка не видит и в чеке отразить не может, ибо эта часть его и не была вовсе.