crm

Блог

Главная Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу

Тема

Автор

за


Можно ли нанимателям выставлять повышающий коэффициент к нормативу

Источник фото: https://www.pexels.com/

Достаточно часто на наших семинарах слушатели спрашивают можно ли выставлять повышающий коэффициент к нормативу потребления нанимателям помещений. Ну что, давайте разбираться в вопросе.

Идея повсеместного «оприборивания» помещений в многоквартирных домах (далее по тексту – МКД) индивидуальными приборами учета (далее по тексту – ИПУ) коммунальных услуг у государства возникла очень давно.

Первым шагом в «оприборивании» стали это нормы Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – 261-ФЗ), согласно которым собственники помещений обязаны были оборудовать свои помещения ИПУ до 01 июля 2012 года (п.5 ст.13 261-ФЗ). 

Хорошая казалось бы идея, но она как обычно не сработала из-за того, что в России любая обязанность не является обязанностью, если за ее неисполнение гражданину не грозит какая-либо ответственность.

Проблему отсутствия ответственности за неустановку в помещении ИПУ государство решило путем внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила). Так с 01 июля 2016 года в п.42 Правил появилась норма, согласно которой при отсутствии в помещении ИПУ и наличии технической возможности на установку ИПУ в таком помещении к стоимости рассчитанных по нормативу потребления коммунальных услуг применялся повышающий коэффициент 1,5.

Иными словами, нежелание собственника установить в помещении ИПУ делает для него коммунальные услуги дороже в 1,5 раза.

Возможность установки ИПУ определяется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Справедливо, скажут многие, но справедливость в России вещь достаточно условная и если гражданам – собственникам помещений устанавливать ИПУ обязательно, так как для них ввели повышающие коэффициенты к нормативам потребления, то для государства, у которого в собственности находится огромное количество квартир установка ИПУ так и осталась необязательной.

Установить ИПУ в помещении должен собственник помещения (п.81 Правил), но кроме понятия собственника в Правилах есть понятие «потребитель».

Согласно п.2 Правил «потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги».

Если следовать логике Правил потребителями являются собственники помещения, постоянно и временно зарегистрированные в помещениях граждане, а также наниматели помещений, а значит, ко всем вышеперечисленным могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг. 

НО… Читаем п.1 ст.157 ЖК РФ согласно которой «…при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах...».  

Вот и возник спорный момент: имеет ли право исполнитель коммунальной услуги начислять повышающие коэффициенты нанимателям жилых помещений по договору социального найма, если обязанность оснащения индивидуальными приборами учета возложена законом на собственника помещения: муниципалитет, субъект Федерации или Российскую Федерацию?

В нормативно-правовых актах искать ответ на этот вопрос бессмысленно, поэтому рассмотрим сложившуюся судебную практику, которая, к сожалению, стоит на защите права государства не устанавливать ИПУ и подтверждает незаконность выставления управляющими организациями повышающих коэффициентов нанимателям жилых помещений.

Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 4 августа 2017 г. по делу №А33-26500/2016 указал, что «начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке»

Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27 апреля 2017 г. по делу №А33-28442/2016 отклонил довод управляющей организации, что «размер платы за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента для любых потребителей услуги». По мнению суда данный довод основан на неверном системном норм материального права.

В результате сложилась неприятная для управляющих компаний и ТСЖ ситуация, когда применение ими при расчетах за потребленные коммунальные услуги с нанимателями помещений повышающих коэффициентов к нормативам потребления может привести к спорам с контролирующими органами и нанимателями.

Наймодателям же то, что происходит в принадлежащих им квартирах попросту неинтересно.

Вот такое вот равенство перед законом… 


  • Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.



Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!