crm

Блог

Главная Применение тарифа за электроэнергию по социальной норме при расчетах за КРСОИ

Тема

Автор

за


Применение тарифа за электроэнергию по социальной норме при расчетах за КРСОИ

Источник фото: https://www.pexels.com/

С января 2017 года понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КРСОИ) прочно вошло в жизнь ЖКХ. Проблемы расчетов по КРСОИ — одни из самых сложных в работе управляющих организаций (УО). Особенно, когда ресурсники совсем не облегчают ее, а часто — наоборот, усложняют. Да и суды по КРСОИ практически всегда на стороне реусурсоснабжающих организаций (РСО). Юристам управляющих организаций невозможно добиться справедливого решения суда, если не разбираться в вопросе досконально и очень дотошно. Да и это не всегда помогает в суде.

Казалось бы, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354), не применяются к отношениям по КРСОИ. Однако никто не отменял аналогию закона при отсутствии норм в иных нормативно-правовых актах (НПА), прямо регулирующих конкретные моменты.

В данном случае речь пойдет о применении тарифа на электроэнергию по социальной и сверхсоциальной норме при оплате КРСОИ. Оказывается, что и по данному вопросу также имеется судебная практика.

В соответствии с пунктом 36 Правил 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Пунктом 38 Правил 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 22а Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила 124), стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на ОДН в МКД, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Эти особенности предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – Положение 614).

В соответствии с пунктом 1 Положения 614 оно регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

В соответствии с пунктом 25 Положения 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами № 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

  • в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
  • в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

Таким образом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

Однако в Положении 614 конкретно не указано о возможности его применения к КРСОИ. И суды в этом вопросе принимают противоположные решения: как о применении тарифа по социальной норме при расчете КРСОИ (в случае наличия экономии по всей совокупности жилых помещений МКД), так и о неправомерности применения такого тарифа и применения в отношении КРСОИ только тарифа по сверхсоциальной норме.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу № А33-20000/2018:

«…При расчете стоимости отпущенной электроэнергии на общедомовые нужды истцом применены тарифы на потребление сверх социальной нормы.

Вместе с тем, при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежали применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

…В силу пункта 32 Положения № 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения № 6 к настоящему Положению.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитать стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, в следующем порядке: если объем электроэнергии на общедомовые нужды не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, а граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу; если объем электроэнергии на общедомовые нужды превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу».

Однако имеется и обратная судебная практика, когда суды считают применение тарифа для социальной нормы в расчетах РСО и УО неправомерным, а считают правомерным применения тарифа только для сверхсоциальной нормы.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 № 15АП-19907/2017 по делу № А53-11235/2017:

«…Таким образом, величина социальной нормы установлена для граждан - потребителей в составе платы за индивидуально и общедомовое потребление в пределах норматива, следовательно, на потребление электрической энергии, потребленной управляющей компанией сверх норматива, тариф в пределах социальной нормы - 3,60 и 2,52 руб. /кВт.ч не подлежит применению.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2018 по делу № А53-33047/2016, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу № А53-34341/2016.

Следовательно, является правомерным применение в спорном периоде истцом тарифа сверх социальной нормы - 5,04 руб. /кВт.ч, 3,53 руб. /кВт.ч, установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 № 80/1».

Таким образом, если в вашем регионе введена социальная норма, соответственно, начисление коммунальной услуги по электроэнергии будет начисляться с учетом этой социальной нормы. В расчетах между УО и РСО социальная норма применяется в пределах такой нормы по всей совокупности жилых помещений МКД, то есть при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежат применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Но следует учитывать наличие и отрицательной практики судов по этому вопросу. А также желательно подробнее предусмотреть все нюансы норм закона при заключении договоров с РСО на поставку КРСОИ, в том числе и по данному вопросу, что также в случае судебных споров будет дополнительным доводом в пользу управляющей организации.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любой задачей. Все подробности здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!