Тема: Коммунальные услуги
Источник фото: https://www.pexels.com/
Казалось бы, все и всем понятно: нормы жилищного законодательства в сфере жилищных отношений имеют приоритетное значение, о чем сказано в п. 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ). А остальные нормы закона применяются по аналогии в случае отсутствия конкретных регулирующих норм в жилищном законодательстве (п. 1 ст. 7 ЖК РФ). Судебная практика есть вся в свободном доступе для изучения и анализа, арбитражные и остальные судьи также уже реже в этом плане делают ошибки.
И редко можно встретить представителей управляющих организация (УО), ресурсоснабжающих организаций (РСО), иных органов и организаций в сфере ЖКХ, которые не понимали бы этого. Однако, как оказалось, еще встречаются единичные альтернативно одаренные представители редкой породы «не понимающих очевидное», которые в погоне за большими деньгами, пытаются в суде содрать с УО побольше, чем положено по закону.
Вот такой спор о погоне за тем, что не положено по закону, недавно попался мне на глаза. Суть дела проста: РСО захотело взыскать безучетное потребление коммунального ресурса (КР) с управляющей организации согласно нормам отраслевого законодательства, не принимая во внимание жилищное, приоритетное в данном споре…
Основанием, почему же УО должна заплатить за безучетное потребление ресурса послужил демонтаж неисправного общедомового прибора учета (ОДПУ) сотрудниками управляющей организации без ведома РСО. Хотя по факту в этом многоквартирном доме (МКД) практически не имелось коммунального ресурса на содержание общедомового имущества (КРСОИ) ввиду того, что домик небольшой, и все помещения в нем оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ), а УО исправно собирало и передавало их показания в РСО.
И самое интересное, что РСО поставляло КР собственникам по прямым договорам на основании решения общего собрания собственников уже около полутора лет (с апреля 2018 года). То есть, в данном случае, кто-то «умный» из РСО решил повторно получить еще деньги и с управляющей организации, несмотря на то, что уже собственники оплатили поставленный коммунальный ресурс (при нулевом КРСОИ по дому в спорный период).
А у УО имелась только по закону обязанность заключения договора на КРСОИ и оплаты КРСОИ (при его наличии). Кстати, несмотря на 2 поданные заявки на заключение такого договора, РСО почему-то уклонялось от его заключения все это время. При этом управляющая организация исправно вела учет КРСОИ и КР, поставленного собственникам в квартиры, а также оплачивало своевременно имеющийся объем КРСОИ без договора, исход из фактически сложившихся отношений.
По словам представителей УО, в судебном процессе прозвучало мнение другой стороны, что безучетное потребление — это своеобразный штраф за демонтаж ОДПУ. В исковом заявлении РСО ни одной нормы жилищного законодательства вообще не было указано от слова «совсем». Вся правовая позиция истца строилась только на отраслевых нормах по поставке коммунального ресурса, ну и Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Номер этого интересного дела - А53-16695/19.
Теперь давайте разберемся, возможно ли применение отраслевых норм о безучетном потреблении коммунального ресурса в отношениях УО и РСО. Если по водоснабжению — объем рассчитывается по сечению трубы (при скорости течения воды в трубе - 1,2 м в секунду), а если по электроэнергии — по мощности используемых приборов и оборудования. В описываемом споре дело касалось водоснабжения, его и разберем.
Отраслевыми нормами законодательства по водоснабжению и водоотведению являются:
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее — закон 416).
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила 644).
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее — Правила 776).
В пунктах 14-16 Правил 776 как раз описываются конкретные случаи безучетного потребления воды, их здесь приводить не будем, они есть в свободном доступе в Интернете. Но в правилах 644 и правилах 776 прямо в самом начале говорится об их применении только при отсутствии регулирующих норм в жилищном законодательстве в отношениях поставки КР собственникам МКД и управляющим организациям. То есть, даже свои отраслевые правила представители РСО тоже особо не изучали. Ну, кроме норм о безучетном потреблении, конечно.
В соответствии с пунктом 1 Правил 644 к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Правил 776: настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила 354).
Такие отношения по поставке КР и КРСОИ как раз и урегулированы жилищным законодательством, а именно: Правилами 354 и Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее - Правила 124). Таким образом, в спорных отношениях и должны применяться указанные нормативно-правовые акты (НПА) жилищного законодательства РФ.
Согласно п. 1 Правил 124, указанные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества (КРСОИ) в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
В Правилах 124 и иных нормах жилищного закона не имеется понятия безучетного потребления КР, самовольного подключения ОДПУ - в отношении управляющей организации, а определен конкретный порядок расчета поставленного коммунального ресурса при отсутствии ОДПУ (п. 21, 21(1) Правил 124). Аналогично отношения между УО и РСО строятся по всем коммунальным ресурсам, поставляемым в многоквартирный дом.
Данные нормы Правил 124 носят обязательный, императивный характер, то есть, даже при неоказании на них в договоре ресурсоснабжения (или отсутствия письменного договора при фактически сложившихся договорных отношениях, как в настоящем случае), они обязательны к применению к таким договорам и отношениям по поставке коммунальных услуг управляющим организациям МКД.
Тем более, что нормы жилищного законодательства РФ, в том числе и Правил 124, являются специальными перед общими отраслевыми нормами о водоснабжении, которые применяются конкретно в случаях начисления объемов потребленных коммунальных ресурсов в случае утраты или выхода из строя общедомового прибора учета многоквартирного дома.
Судебной практики о попытке взыскать безучетное потребление КР с управляющей организации я не нашла (может и существует она где-то), а найденная практика имеется только в отношении иных коммерческих и не очень организаций, а не управляющих организаций. То есть, не в сфере жилищных отношений, и как обычно: положительная и отрицательная.
А по настоящему делу будем наблюдать за развитием событий (следующее заседание суда назначено на 05.11.2019 года) и очень надеемся, что закон и здравый смысл возобладают в приведенном споре между УО и РСО…
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на всероссийский Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18416 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!