Тема: Коммунальные услуги
Источник фото: https://www.pexels.com/
Самая веселая процедура в сфере ЖКХ – это отключение злостным должникам коммунальных услуг. Радость на лицах должников и благодарности от них сотрудникам управляющих организаций позволяют осознать, что день прожит не зря и ты нужен людям. Так вот и поговорим о том, как нести радость людям правильно и как должников уведомить о новом радостном событии в их веселой жизни.
С 01 января 2017 года вступила в силу новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила), в которых порядок уведомления должников перед отключением услуг и порядок самого отключения были существенно упрощены.
Начнем с того, кто все-таки может производить приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. Данный вопрос особенно важен с учетом сложившегося в России хаоса в вопросе предоставления коммунальных услуг, когда сотрудники управляющих организаций не могут понять исполнители они коммунальных услуг или нет.
Согласно пп.«а» п.117 Правил ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги производится исполнителем коммунальных услуг. В качестве исполнителя коммунальных услуг могут выступать (п.2 Правил):
управляющая организация или ТСЖ;
ресурсоснабжающая организация.
Разобраться в вопросе кто исполнитель коммунальных услуг очень просто. Как указал Верховный суд РФ в Определении от 22 апреля 2014 г. N АПЛ14-134: «исполнителями коммунальных услуг могут быть товарищество либо кооператив, а также управляющая либо ресурсоснабжающая организации, которым потребители в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и на основании договора, содержащего условия о предоставлении коммунальных услуг, обязаны вносить плату за предоставленные коммунальные услуги».
Иными словами, исполнитель коммунальных услуг тот, с кем у собственника помещения (потребителя) есть договор о предоставлении коммунальных услуг, а не кому конкретно он оплачивает услуги.
Достаточно распространенная схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО, когда собственники на основании решения общего собрания вносят плату в РСО, не делают последнюю исполнителем коммунальных услуг, а значит отключать коммунальные услуги в данном случае РСО не вправе. Как указано в п.64 Правил:
«Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем».
С тем, кто отключает услуги, разобрались.
Давайте посмотрим, как уведомить собственника помещения (потребителя) о планируемом отключении услуги.
«Лимит», после которого можно начинать процедуру ограничения (приостановления) коммунальной услуги, составляет 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса (п.118 Правил). То есть, если норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения составляет 5 кубических метров в месяц и стоимость кубического метра горячей воды составляет 100 рублей, начать процедуру ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги можно при наличии задолженности по горячему водоснабжению в размере 5 * 2 * 100 = 1000 рублей.
Лимит превышен. В атаку бойцы разводного ключа и квитанций…
Согласно пп.«а» п.119 Правил предупреждение доставляется потребителю путем:
вручения под расписку;
направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);
путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
телефонного звонка с записью разговора;
сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ;
сообщения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
путем передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Обратите внимание (это очень важно)!!!
Замечание 1.
Правила предоставления коммунальных услуг разделили все способы уведомления должника на 2 группы:
1) достаточно доставки уведомления должнику (п.1-3) и нет необходимости подтверждать факт и дату получения уведомления должником;
2) необходимо подтвердить факт и дату получения уведомления должником (п.4-8).
Понятия доставки почтового отправления жилищное законодательство не содержит, что, безусловно, печально.
Но есть замечательный Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п.
В п.3 указанного документа четко указано, что «доставка почтового отправления, уведомления о вручении и извещения - производственная операция, заключающаяся в перемещении почтового отправления, уведомления о вручении, извещения о регистрируемом почтовом отправлении из объекта почтовой связи места назначения в ячейку абонентского почтового шкафа, в почтовый абонентский ящик адресата или по указанному адресу, через почтовые шкафы опорных пунктов для вручения».
Абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах (ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»).
Таким образом, с момента, когда уведомление о заказном или ценном письме с уведомлением о введении ограничении (приостановлении) коммунальной услуги оказалось в почтовом ящике должника (это можно увидеть через трекинг почты России) начинается отсчет 20 дней до момента введения ограничения (приостановлении) коммунальной услуги (пп.«а» п.119 Правил).
Уведомление с помощью СМС, неработающего ГИС ЖКХ и сообщений электронной почты тут рассматривать не буду – это тема отдельной статьи.
Замечание 2.
Разработчики нормативки те еще знатоки сферы ЖКХ и уверен на 100500 процентов, что ни один из них ни дня не работал в управляющей компании. Но… Они ж лучше всех знают, как должно быть, а я вам скажу, КАК НАДО ДЕЛАТЬ.
Дело в том, что если отправлять должнику заказное письмо с уведомлением о вручении, после отправки у вас на руках будет только документ о том, что письмо с неким содержимым ушло в адрес должника.
Доказать, что отправлено именно уведомление об ограничении (отключении) услуг в суде и в надзорных органах может быть проблематично. Поэтому не пожалейте немного денег и уведомите должника ценным письмом с описью вложения. Должник при оплате долга перед восстановлением предоставления коммунальной услуги все равно компенсирует управляющей организации (ТСЖ) все затраты, связанные с введением процедуры ограничения (приостановления) услуги (п.120 Правил).
Ну вот вы и уведомили должника и можете чувствовать себя коммунальным Дедом Морозом.
С уважением, Кочетков Юрий.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
16713 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Здравствуйте. Наша ук отключила хвс без предварительного уведомления. При этом в ответ на жалобу об отсутствии предварительного уведомления сослалась на уведомление, отправленное ею год(!) назад! Законны ли в таком случае действия ук? Существует ли срок давности для таких документов? Или ук может отключить услугу за долги хоть через год, хоть через 5 лет после уведомления? (Ук пришла в дом незаконно - сейчас мы оспариваем её легитимность, поэтому протестно не платим - выбрали другую)
прошу прощения -гвс
А можете поподробней прокомментировать 3 пункт