Тема: Коммунальные услуги
Источник фото: https://www.pexels.com/
Наверняка, некоторые из Вас задумывались о смене нескольких квадратных метров в виде квартиры в многоэтажном многоквартирном доме на жилой дом на собственном земельном участке, расположенный в экологически чистом районе.
Будучи собственником жилого дома (домовладения), владелец недвижимости все также имеет статус потребителя коммунальных услуг, на которого распространяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Несомненно, что действующее жилищное законодательство несовершенно и имеет ряд недостатков, множество пробелов, некоторые нормы подлежат на практике двоякому толкованию, а есть и такие положения, которые кроме, как абсурдными не назовешь. Не являются исключением и Правила № 354.
Обратимся к пункту 148(5) Правил № 354, который еще в редакции № 29 от 22.05.2019 г. гласил, что:
условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предписывает собственникам жилых домов нести расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивать коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По всей видимости, исполнитель, который в свое время готовил проект поправок к Правилам № 354 о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, был слегка уставшим. И все бы ничего, если бы такая ошибка была допущена в каком-нибудь легком чтиве, но ведь такой законопроект, перед тем как быть опубликованным, прошел все стадии законодательного процесса и ни у кого не вызвал вопросов.
Но любое несовершенство всегда находит свое применение. Так, собственник домовладения обратился к региональному оператору с целью заключения договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако в заключении прямого договора ему было отказано.
Затем гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта «а» пункта 148(5) Правил № 354, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
Верховный Суд РФ признал недействующей оспариваемую норму, указав на то, что «определение в оспариваемой норме условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует предмету правового регулирования».
Действующая редакция Правил № 354 предоставляет собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определять условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами либо путем заключения прямого договора с региональным оператором, либо путем заключения договора с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Остается лишь гадать, сколько бюджетных средств утекает «разработчикам» таких нормативных правовых актов…
Компания «Бурмистр.ру» 17 октября проведет вебинар «Приборы учета. Учесть неучтенное». Заявка на вебинар здесь.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18306 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!