crm

Блог

Главная «Преемственность» по ИПУ при смене управляющей организации

Тема

Автор

за


«Преемственность» по ИПУ при смене управляющей организации

Источник фото: https://www.pexels.com/

При смене способа управления домом (УК на ТСЖ) или смене управляющей организации возникает ситуация когда выбранная ОСС управляющая организация (ТСЖ) должна осуществлять начисления за коммунальные услуги, зачастую при отсутствии данных о введенных в эксплуатацию ИПУ, а также не располагая информацией о показаниях тех самых ИПУ. Так как же все-таки управляющая организация в рассматриваемом случае должна производить начисления: по показаниям ИПУ или по нормативам потребления? 

Порядок передачи документации от одной управляющей организации (ТСЖ) к другой регламентируется Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).

В соответствии с пунктом 20 Правил № 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (Правила № 491).

В силу п. 24 Правил № 491 в перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, входят, помимо прочего, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информация о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дата последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, а также акты осмотра и проверки состояния как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета.

В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами № 491, в порядке, установленном Правилами № 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).

Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, передает техническую документацию на многоквартирный дом, новой управляющей организации (ТСЖ) по акту приема-передачи в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом (п. 19 Правил № 416).


Согласно п.21 Правил № 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что ранее управлявшая МКД организация обязана передать новой управляющей организации Акты ввода в эксплуатацию ИПУ, а также контрольные показания ИПУ. Но, к сожалению, на практике «бывшая» управляющая организация халатно относится к обязанности по передаче технической документации на МКД и не торопится передавать всю имеющуюся в ее распоряжении информацию, необходимую для надлежащего управления многоквартирным домом. При таких обстоятельствах, у новой управляющей организации существует право на истребование не переданной документации в судебном порядке. Но, как всем известно, судебное разбирательство – это длительный процесс, отнимающий много времени и сил.

При этом у новой управляющей организации (ТСЖ) возникают права и обязанности уже с момента заключения договора управления многоквартирным домом, и в случае неправомерного начисления платы за коммунальные услуги могут прилетать «письма счастья» от ГЖИ. Поэтому судебный порядок истребования документации по ИПУ на практике не очень удобен для новой управляющей организации (ТСЖ).

Отношения между управляющей организацией, как исполнителем коммунальных услуг, и потребителями  регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354). Стоит отметить, что указанными Правилами регулируются вопросы ввода ИПУ в эксплуатацию в случаях первичной установки, ремонта, замены и поверки. Алгоритм действий новой управляющей организации по принятию ИПУ в связи со сменой управляющей организации Правила № 354 не содержат.

Однако, исходя из п. 82 Правил № 354, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.


С учетом того, что на управляющую организацию возлагается обязанность по получению данных, необходимых для управления многоквартирным домом, в отсутствие сведений об ИПУ, новая управляющая организация не лишена возможности предпринять меры по получению документации и информации от потребителей коммунальных услуг путем снятия контрольных показаний ИПУ и запроса у потребителей документов, подтверждающих возможность принятия к учету таких показаний ИПУ.

Таким образом, отсутствие у новой управляющей организации сведений об ИПУ потребителей, не снимает с нее обязанности по начислению платы за коммунальные услуги, исходя из показаний ИПУ.


Данный вывод находит свое подтверждение и в судебной практике. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2016г. по делу № А42-1899/2016, оставленным в силе Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2017г., управляющей организации (далее по тексту - УО) было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене предписания ГЖИ. Согласно материалам дела УО не располагала сведениями о наличии в жилом помещении ИПУ в связи с тем, что управлять данным МКД стала только с 01.03.2015г. и осуществляла начисления исходя из нормативов потребления. Судом не были приняты доводы УО об отсутствии у него сведений о наличии у собственника спорного помещения ИПУ и соответствующих показаний, поскольку подпунктом «а» пункта 82 Правил № 354 установлена прямая обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, факта их наличия или отсутствия. Также судом исследовался Акт проверки показаний ИПУ от 27.11.2015, из которого следует, что в жилом помещении установлен ИПУ ГВС, находящийся в исправном состоянии. Имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют о том, что оплата услуги по ГВС в спорном жилом помещении и ранее (до 01.03.2015) производилась по показаниям индивидуального прибора учета. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что расчет платы за коммунальную услугу по ГВС заявителем должен был производиться в соответствии с пунктом 42 Правил № 354, т.е. исходя из показаний прибора учета.

Все вышеуказанное написано нашим специалистом Семеновой Евгенией, но я (Кочетков Юрий) попробую дальше развить эту тему.

Указанный выше подход достаточно удобен для проверяющих и собственников помещений, так как первые могут прицепиться к любой управляющей организации, а вторые могут зачастую качать права даже после того, как потеряли акт ввода ИПУ в эксплуатацию.

Но давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны.

Если исходить из позиции, что управляющая организация, которая только взяла МКД в управление, будет следовать принципу «преемственности» по ИПУ, она столкнется с рядом проблем:
  • «Старая» УО может не передать акты ввода ИПУ в эксплуатацию и акты снятия последних контрольных показаний ИПУ.
  • Не имея на руках акта ввода ИПУ в эксплуатацию, к которому должна быть приложена копия паспорта на ИПУ исполнитель коммунальных услуг не сможет определить дату очередной поверки ИПУ, а значит столкнется с риском получения штрафов за неправильный расчет стоимости коммунальных услуг.
  • Не зная последние показания по ИПУ на момент перехода дома из одной УО в другую, «новая» УО может «попасть» на убытки при перерасчетах за фактически потребленные объемы, так как возвращать придется и за «старую» УО.
Рассмотрим ситуацию, когда собственник утверждает, что у него есть ИПУ, но у него нет на руках акта ввода. Аналогично акта ввода ИПУ нет и у УО. Какими доказательствами будет оперировать собственник помещения в суде при возникновении спора о наличии ИПУ и расчетах исключительно по нему? Доводов просто не будет и права окажется УО, которая исчисляла стоимость коммунальных услуг по нормативам потребления.

Но, споры с надзорными органами могут обойтись очень дорого, поэтому сразу после того, как МКД перешел в управление новой УО, ей следует сразу же снимать контрольные показания ИПУ. Это позволит и снять показания, и познакомиться с будущими жалобщиками))))

С уважением, Евгения Семенова и Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!