Тема: Судебная практика
Источник фото: https://www.pexels.com/
Ответ очевиден. Для многих судов.
И неутешителен. Для многих УО. К сожалению.
С момента запуска реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами точкой преткновения в отношениях между управляющими организациями и региональными операторами по обращению с ТКО был и остается вопрос о том, чьей обязанностью является приобретение контейнеров для складирования ТКО.
«Масла в огонь» в свое время (в январе 2019 года) подлила прокуратура Вологодской области, разместив на своем официальном сайте разъяснения о том, что
приобретение (ремонт) контейнеров (бункеров) для сбора ТКО является исключительной обязанностью региональных операторов, которая должна осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа,
возложение обязанности по приобретению (ремонту, замене и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ, а также граждан (жильцов) является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств, массово нарушает жилищные права граждан - потребителей коммунальных услуг.
Такая позиция органов прокуратуры привела к тому, что у управляющих организаций появилась не только надежда, но и некая уверенность в том, что законодатель возложил обязанность по приобретению контейнеров для мусора именно на региональных операторов, при этом не только освободив управляющие организации от необходимости ее исполнения, но и признавая незаконными действия УО по их приобретению.
Однако, Минприроды России («рупор» мусорной реформы, а выражаясь официально - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), неоднократно в своих письмах давало разъяснения о том, что «По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями» (п. 4 Письма Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802, Письмо Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров").
Ключевой идеей, которой Министерство придерживается уже длительное время и которую официально излагает в своих письмах и ответах на поступающие запросы, является то, что контейнеры не ограничены в обороте, поэтому приобретать их имеют право любые лица.
Что же касается обязанности именно региональных операторов приобретать контейнеры для сбора ТКО, то такая обязанность, по мнению Минприроды России, прямо нормами действующего законодательства за регоператорами не закреплена.
Мы проанализировали появившуюся в последнее время практику обращения в суд управляющих организаций с требованием обязать регионального оператора по обращению с ТКО установить контейнеры для сбора ТКО на контейнерных площадках многоквартирных домов, находящихся в управлении таких управляющих организаций и принятые по ним судебные акты.
Следует отметить, что проведенный нами анализ показал, что независимо от территории (региона), где возник спор, управляющие организации и региональные операторы по обращению с ТКО приводят практически одни и те же доводы в защиту своей позиции, а суды, руководствуясь исключительно принципами независимости и беспристрастности, а не интересами региональных операторов, принимают решения не в пользу управляющих организаций.
Проще говоря, отказывают управляющим организациям в удовлетворении их требований об обязании регионального оператора по обращению с ТКО приобрести и установить контейнеры для сбора мусора.
Далее приведем аргументы каждой из сторон спора о покупке контейнеров, которые помогут сформировать собственное мнение об обязанностях этих организаций в нелегком деле сбора ТКО и убедиться (или не убедиться) в объективности судей и законности принимаемых ими решений.
Аргументы управляющих организаций
Основные доводы управляющих организаций сводятся к тому, что у них отсутствует обязанность приобретать контейнеры для сбора ТКО (за исключением случая, когда собственники помещений в МКД приняли решение о приобретении контейнеров и финансировании соответствующих расходов, но этот случай мы здесь не рассматриваем) и названная обязанность закреплена за региональным оператором по обращению с ТКО, что подтверждается следующим:
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, который не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно подпункту «д» пункта 11 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2017 № 1156, региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13.1 Правил № 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Из совокупности приведенных норм следует, что региональный оператор (в том числе в случае, когда он является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО) обязан обеспечить потребителей мусоросборниками (контейнерами), в которые они (потребители) могут помещать отходы с целью их дальнейшего транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Основанием для возложения на регионального оператора обязанности по установке контейнеров, по мнению управляющей компании, являются также положения пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), согласно которым «необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов…»
Пунктом 90 Основ ценообразования №484 также предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
То обстоятельство, что при установлении региональному оператору единого тарифа расходы на приобретение контейнеров в него не вошли, по мнению УО, не имеет правового значения, поскольку никаких отлагательных условий Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской регионального оператора от исполнения требований указанного законодательства, вступившего в силу с 27.12.2018.
В силу пункта 11 Основ ценообразования №484 в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Т.е. законодателем предусмотрена возможность компенсации региональному оператору в следующих периодах регулирования понесенных экономически обоснованных расходов, в т.ч. на приобретение контейнеров.
Из буквального содержания Правил № 1156, Правил № 354, Закона №89-ФЗ, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 следует, что за управляющими организациями не закреплено обязанности по приобретению и/или размещению контейнеров.
Региональный оператор относится к организациям по обслуживанию жилищного фонда, в...
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18518 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
У нас это даже не вопрос,РО всё делает сам:, и поставляет и заменяет
У нас тоже в регионе РО заменяет контейнеры либо доставляет если не хватает.
Любое письмо Министерство не закон, а только их вид на проблему. И не может рассматриваться, как закон.
Во-первых, тариф на коммунальные услуги, в т.ч. по обращению с ТКО, устанавливает регулятор. Ему и надо задавать вопросы о составе утверждённого им тарифа. Во-вторых, состав и стоимость коммунальной услуги для потребителей, проживающих в МКД и частном секторе, должны быть абсолютно одинаковыми (отличается только норматив). Ну не может же в тарифе для жителей частного сектора "сидеть" приобретение контейнеров, а для жителей МКД - нет. Или у регоператора есть мнение что УК должны ещё и частный сектор оборудовать контейнерами?
Дмитрий Рубахин написал:
Любое письмо Министерство не закон, а только их вид на проблему. И не может рассматриваться, как закон.
ГЖИ с прокуратурой так, к сожалению, не считают, если письмо в их пользу...
Решение от 16 августа 2019 г. по делу № А13-3857/2019Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области) - решение, обязывающее регионального оператора установить контейнеры!