Блог

Главная Недопустимые доказательства при рассмотрении дела об админстративном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Тема

Автор

за


Недопустимые доказательства при рассмотрении дела об админстративном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ

Продолжаю рассмотрение споров с контролирующими органами (исходя из своей практики) с положительным итогом для управляющей организации – дело № А43-52445/2019. 

Сегодня будет рассмотрено дело об отмене постановления жилищной инспекции о привлечении управляющей организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Сразу забегу вперед – основание отмены послужило истечение сроков привлечения к административной ответственности (правонарушения не являлось длящимся). О доводах, которые могут помочь при аналогичных спорах я рассказывал в другой статье «Нарушения лицензионных требований при начислении размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не являются длящимися». Поэтому я не буду заострять большого внимание по данным фактам.

Однако, интерес дела не столько в том, что постановление было отменено, а скорее выводы, к которым пришел суд, и которые очень помогут моему читателю в аналогичных спорных ситуациях.

Итак, поехали дело № А43-52445/2019.

Жилищная инспекция в октябре 2019 года проводит в отношении управляющей организации внеплановую документарную проверку, по итогам которой выявляет в действиях последней нарушения лицензионных требований, выразившихся в проведение расчета нанимателю жилого помещения размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению с применение повышающих коэффициентов.

Как я рассказывал ранее правонарушения, связанные с начислением размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги длящимися, не являются, и как следствие срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения, т.е. не позднее срока, установленного для представления платежных документов.

Таким образом, в данном случае необходимо исходить из того, какими документами обладает жилищная инспекция, в частности платежный документ потребителя за конкретный расчетный период (квитанция) и иные документы, на основании которых устанавливают непосредственно период нарушения, и как следствие течение сроков привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае управляющая организация не знала, что в отношении нее проводится проверка.

Информация о проведении проверки и ее результатах были получены постфактум – в одном конверте - приказ, акт проверки, предписание и уведомление о вызове на составление протокола.

Протокол был составлен без участия представителя, а вот при рассмотрении протокола и вынесение постановления в декабре 2019 года присутствовал представитель.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Управляющая организация воспользовалась данным правом, и при рассмотрении протокола представитель ознакомился с материалами дела.

При этом в материалах дела имелись только следующие документы: заявление потребителя, с приложенными копиями договора социального найма жилого помещения, копия квитанции по оплате жилого помещения за август 2019 года, а также документы непосредственно жилищной инспекции – приказ о проведении внеплановой документарной проверки, акт проверки и предписание (все документы жилищной инспекции датированы одной датой).

Таким образом, на момент рассмотрения протокола и вынесения постановления (декабрь 2019 года) должностным лицом жилищной инспекции по факту были исследованы (проверены) только данные документы, что фактически указывает на наличие нарушений со стороны управляющей организации в период не позднее августа 2019 года.

Все доводы представителя были оставлены без внимания, и, как следствие, управляющей организации был назначен штраф в размере 250 000 рублей.

Естественно, не согласившись с данным постановлением, управляющая организация обращается в Арбитражный суд Нижегородской области с жалобой на указанное постановление.

И начинается самое интересное.

В ходе судебного заседания представителем жилищной инспекции были представлены дополнительные документы, а именно платежный документы (квитанция) потребителя за октябрь 2019 года и ответ от организации, осуществляющей информационно-расчетное обслуживание (история начислений и оплат), которые по мнению контролирующего органа свидетельствовали о продолжающемся (длящемся) характере правонарушении с указанием о начислении размера платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента в октябре 2019 года (квитанция за октябрь 2019 года с графой повышающий коэффициент). Тем самым срок для привлечения управляющей организации на момент рассмотрения протокола и вынесения постановления в декабре 2019 года не истек.

С учетом такой интересной позиции контролирующего органа мною были подготовлены возражения.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с приказом о проведении внеплановой документарной проверки по обращению собственника (потребителя) в отношении управляющей организации в установленный период времени (1 рабочий день – 21.10.2019г., п. 8 приказа) была проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проверки в действиях управляющей организации были выявлены нарушения лицензионных требований.

Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки.

В последствии по факту выявленных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Согласно указанному протоколу об административном правонарушении, дата совершения (период времени) административного правонарушения в процессуальном документе конкретно не обозначена.

В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Как было указано ранее, вмененные управляющей организации правонарушения длящимися не являются, в связи с чем в протоколе и постановлении должно содержаться точное время (период времени) совершения правонарушения.

Однако, ни в протоколе, ни в постановлении не указан период времени (дата совершения) административного правонарушения.

Таким образом, в постановлении о привлечении к административной ответственности не изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в частности о совершении правонарушения (начисления повышающего коэффициента) до ноября 2019 года, на что ссылается жилищная инспекция.

Кроме того, исходя из текста приказа о проведении внеплановой документарной проверки, следует, что перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, на основании имеющихся документов в жилищной инспекции: договор социального найма жилого помещения (п. 13).

Согласно акту проверки, в разделе характеристика объекта, где идет ссылка - что проверены следующие документы, имеющиеся в распоряжении, отсутствует информация какие непосредственно документы были исследованы должностным лицом, проводившем проверку.

При этом, при вынесении постановления должностное лицо, делая вывод о выявленных нарушениях, указывает: «выявленные нарушения подтверждаются следующими документами: акт внеплановой документарной проверки от «21» октября 2019 года, протокол об административном правонарушении от «06» ноября 2019 года, предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от «21» октября 2019 года».

Далее, частью 3 ст. 11 ФЗ № 294 предусмотрено, что в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора). В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 294).

При этом жилищная инспекция с запросом о предоставлении информации и документов в адрес управляющей организации не обращалась, иного материалы дела не содержат, как и отсутствует информация и документы, свидетельствующие о направлении запросов потребителю и ООО «Центр СБК» и получения от них какой-либо информации и документов. Кроме того, на платежном документе и истории начислений и оплат отсутствуют даты, а также входящий номер.

Также, согласно п. 8 приказа о проведении проверки установлен срок проведения проверки – 1 рабочий день, к проведению проверки приступить «21» октября 2019 года, проверку окончить не позднее «21» октября 2019 года.

Непосредственно в указанный срок должностным лицом осуществляются действия по проведению проверки – изучению имеющихся в распоряжении документов и составлению соответствующего акта проверки.

В силу прямого указания п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, представляются потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (расчетным периодом), за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом.

Аналогичное положение закреплено и в договоре управления.

С учетом вышеназванных положений закона, условий договора управления, а также срока окончания проведения в отношении управляющей организации проверки (21 октября 2019 года) следует, что в момент окончания проведения проверки и составления акта платежный документ за октябрь 2019 года еще не был подготовлен, и как следствие физически не мог быть исследован должностным лицом.

При этом, согласно позиции жилищной инспекции, платежный документ за октябрь 2019 года и история начислений и оплат были получены на момент составления протокола (06 ноября 2019 года).

Указанное фактически свидетельствует о продолжении проведении в отношении управляющей организации проверки после составления акта проверки, и как следствие превышение установленных приказом сроков проведения проверки.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ № 294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

Так к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) ст. 15 ФЗ № 294.

Таким образом, допущенные при проведении внеплановой документарной проверки нарушения являются существенными, и влекут признание полученных при его проведении доказательств (квитанция за октябрь 2019 года и история начислений и оплат) недопустимыми, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Арбитражный суд Нижегородской области принял во внимание все мои доводы и удовлетворил заявленное требование – постановление жилищной инспекции было отменено.

Вот основные выводы Арбитражного суда Нижегородской области: «Согласно приказу о проведении проверки дополнительные документы для ее проведения ни у общества, ни у обратившегося лица не запрашивались. Согласно акту проверки, при ее проведении проверены имеющиеся в распоряжении инспекции документы, т.е. обращение потребителя, квитанция за август 2019 года, копия договора социального найма жилого помещения. При этом именно акт проверки от 21.10.2019 послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Согласно уведомлению о возбуждении дела об административном правонарушении обществу предложено представить доверенность на представителя, паспорт, должностную инструкцию. Доказательства истребования у общества, либо у иных лиц дополнительных документов в материалах дела отсутствуют. Более того, согласно содержанию протокола, об административном правонарушении No515-15-562/2019 от 06.11.2019, а также оспариваемому постановлению, событие вменяемого обществу административного правонарушения установлено Инспекцией на момент проведения внеплановой документарной проверки – 21.10.2019. Как следует из определения о назначении времени и месте рассмотрения дела от 28.11.2019 No515-15-562/2019, а также оспариваемого постановления материалы дела об административном правонарушении составляли акт проверки от 21.10.2019 No515-15-562/2019 и протокол об административном правонарушении от 06.11.2019 No515-15-562/2019. Доказательства наличия в распоряжении Инспекции иных документов на момент составления протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что оспариваемое постановление вынесено Инспекцией по обстоятельствам, отличным от выявленных по результатам проведения проверки».

«Ссылку Инспекции на платежный документ за октябрь 2019 года и историю начислений и оплаты по лицевому счету от 30.09.2019 суд не принимает, поскольку документальных доказательств, свидетельствующих о том, что указанные документы получены Инспекцией в рамках проведения проверки 21.10.2019 в материалах дела не содержится и административным органом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены. При этом из пояснений представителя Инспекции следует, что квитанция за октябрь 2019 года получена у нанимателя жилого помещения после проведения проверки. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в распоряжении Инспекции указанной квитанции, равно, как и истории начислений и оплаты, на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления. Напротив, как следует из материалов дела, и протокол, и постановление составлены на основании документов, полученных в рамках проверки, то есть исключительно квитанции за август 2019 года. Указаний на какие-либо иные документы, находящиеся в распоряжении административного органа при вынесении оспариваемого постановления, в том числе квитанции по оплате жилого помещения за октябрь 2019 года, историю начислений и оплаты по лицевому счету, не имеется».

Жилищная инспекция естественно обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

Однако Постановлением от 04 июня 2020 года решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 по делу № А43-52445/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Нижегородской области – без удовлетворения.

В завершении хочу сказать: КоАП РФ ошибок не терпит.

Всегда внимательно изучайте все материалы дела об административном правонарушении, а также их содержание. Это поможет выработать сильную позицию при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.


Шипулин

Павел Шипулин

эксперт

Профиль


Комментарии

  • игры разума
    игры разума
    12.06.2020

    Поздравляем! Желаем удачи в работе и дальше !!! Ваши статьи цельны и актуальны!

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!