crm

До слета в Пятигорске осталось

  • 1
  • 4
  • 5
дней

Блог

Главная Сохранение порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов в адрес РСО после принятия решения о выборе УО

Тема

Автор

за


Сохранение порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов в адрес РСО после принятия решения о выборе УО

Источник фото: https://www.pexels.com/

Одним из животрепещущих вопросов сферы жилищно-коммунального хозяйства является определение исполнителя коммунальных услуг. Согласно общего порядка с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, она становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией.

Исключения составляют случаи, поименованные в Федеральном законе от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее – закон № 176-ФЗ), в том числе: 

  • наличие по состоянию на 30.06.2015г. (день вступления в законную силу закона 176-ФЗ) договоров между РСО и собственниками помещений, в том числе при непосредственной форме управления, действующих до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора (ч. 17 ст. 12);

  • случаи, когда при принятии собственниками решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (ч. 18 ст. 12). 

Таким образом, по смыслу приведенных норм в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления или о выборе управляющей организации в многоквартирном доме может быть сохранен порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги. 

Данная правовая позиция была сформулирована еще в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259. 

В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124) вышеприведенные нормы также приведены в качестве оснований для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора с управляющей организацией. 

В Краснодарском крае было рассмотрено дело по иску РСО к управляющей организации (далее - УО) о понуждении к заключению договора (Постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 20.06.2018г. № 15АП-3768/2018). 

Между РСО и собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении управляющей организации ранее были заключены прямые договоры, при этом, данными собственниками были приняты решения об оставлении способа расчета и заключенных договорах на ресурсоснабжение без изменений (прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями). 

Истец ссылался на то, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и не вправе отказаться от заключения договора на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом. Также Истец посчитал, что поскольку решение о сохранении прежнего порядка расчетов и продолжения действия договоров было оформлено не в момент избрания способа управления управляющей организацией, соответственно положения ч. 18 ст. 12 в данном случае не применимы. Кроме этого, РСО в обоснование иска указала, что Правила 124 в пункте 12 не содержат оснований для отказа управляющей организации от заключения договора на поставку коммунальных ресурсов по причине продления действия договоров, заключенных между РСО и собственниками помещений. 

Оставляя в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований РСО об обязании управляющей организации заключить договор на отпуск воды и прием сточных вод, суд апелляционной инстанции посчитал, что основания для понуждения ответчика к заключению договора отсутствуют, поскольку материалы дела свидетельствуют о выражении собственниками помещений воли на сохранение прямых договоров с истцом как ресурсоснабжающей организацией. Ответчиком были представлены суду выписки из протоколов решений ОСС по каждому спорному дому, которыми собственники решили оставить способ расчета и заключенные договоры на ресурсоснабжение без изменений (прямые договоры с РСО). 

Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие факты. 

Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ при заключении договора в судебном порядке договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Из этого следует, что совокупность нормативно-правовых и фактических оснований заключения договора в судебном порядке должна иметь место на день вступления в законную силу судебного акта, которым ответчик понуждается к заключению договора. 

Из пункта 4 статьи 445 ГК РФ не следует, что действие заключенного в судебном порядке договора может быть распространено на отношения, предшествовавшие его заключению. Из пункта 2 статьи 425 ГК РФ следует, что только стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. 

В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действующей на день рассмотрения апелляционной жалобы, управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями… за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ. 

Исходя из пункта 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ в редакции, действующей на день рассмотрения апелляционной жалобы, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги потребителям предоставляются РСО, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Изложенное свидетельствует о существовании предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ в редакции, действующей на день рассмотрения апелляционной жалобы, обстоятельства, исключающего в силу части 12 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действующей на день рассмотрения апелляционной жалобы, обязанность ответчика как управляющей организации по заключению с истцом как ресурсоснабжающей организацией спорного договора на отпуск воды и прием сточных вод. 

Таким образом, материалами дела подтверждается существование обстоятельств, которые как в силу действовавших на день принятия решения судом первой инстанции, норм ЖК РФ, так и в силу норм, действующих на день рассмотрения апелляционной жалобы, исключают обязанность ответчика по заключению спорного договора с истцом. 

В свете поправок, внесенных в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 59-ФЗ вышеприведенное решение суда представляется вполне логичным. По своей сути данными поправками, законодатель закрепил на уровне Жилищного кодекса РФ право собственников помещений в МКД, находящимся в управлении управляющей организации реализовывать свое волеизъявление по сохранению ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов напрямую в РСО путем принятия соответствующего решения ОСС. 

Однако, при буквальном прочтении норм права все таки наиболее обоснованной представляется позиция, когда на ОСС принимается решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов напрямую в РСО непосредственно при принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, а не по прошествии неопределенного времени после того как собственники реализовали право на изменение способа управления или выбор управляющей организации. 

Но судом апелляционной инстанции не был сделан акцент на моменте принятия решения ОСС о сохранении способа расчета и заключенных договоров. 

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!