Источник фото: https://www.pexels.com/
Вот и закончилось долгожданное лето. Наступила осень - унылая пора обострения хронических заболеваний и активности жалобщиков. А это значит, что как только пенсионеры выкопают картошку и вернутся с дач, у них будет много свободного времени для разборок с управляющими организациями. Как показывает практика, именно осенью, после летнего отдыха, писатели начинают строчить жалобы во все возможные инстанции. На сегодняшний день проверки и запросы ГЖИ стали для юристов управляющих организаций практически рутиной. Но не редко особо активные жители подозревают управляющие организации в финансовых махинациях вселенского масштаба и отправляют свои больные фантазии в полицию, прокуратуру или сразу в следственный комитет. В данной статье мы поговорим о проверках и запросах документов из полиции, которые в последнее время все чаще поступают в управляющие организации.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статьей 13 указанного закона установлены права полиции. Согласно п.4 ч.1 ст.13, полиция (органы МВД) вправе, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с требованиями закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», критерием правомерности истребования информации является факт преступного посягательства.
Таким образом, запрос документов из полиции должен содержать данные о конкретном уголовном деле (правонарушении) или зарегистрированном в установленном порядке заявлении/ сообщении о преступлении (правонарушении), а так же мотивацию запроса.
Если в запросе от полиции не указан предмет проверки, ее цели и основания, то такой запрос является НЕЗАКОННЫМ.
Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», основанием для истребования информации может быть осуществление органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования какой-либо информации в управляющей организации может быть обычная жалоба яжежителей, которые решили проверить годовой отчет и рассчитать вашу прибыль.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами. При этом, обязательными для исполнения являются лишь законные требования сотрудников полиции, то есть требования, основанные на норме закона.
Зачастую, прежде чем предоставить запрошенную информацию, необходимо хорошенько подготовиться, а сроки, как правило, «горят». В этом случае поможет Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Даже изъять документы, составляющие коммерческую тайну в организации, для полиции не так-то просто. Согласно ч.3 ст.183 УПК РФ, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
Это значит, что, если в управляющей организации договоры и расчеты с контрагентами составляют коммерческую тайну, то вы можете отказать полицейским в их предоставлении без решения суда.
Понятие коммерческой тайны содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», согласно которому коммерческой тайной признается информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
В статье 5 указанного закона перечислены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, в частности к ним относится общедоступная информация (о руководителе, учредителях, публичная и обязательная к раскрытию информация).
На документах, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (полное наименование управляющей организации и место нахождения). Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, должен быть ограничен, а в организации должно действовать Положение о коммерческой тайне.
Конечно, статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу)… в виде штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Но, по сравнению со штрафами за нарушение лицензионных требований, эти суммы кажутся просто смешными. Порой проще заплатить штраф, но основательно подготовить документы.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18425 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!