Блог

Главная Согласие собственников на передачу персональных данных

Показать статьи темы

за


Согласие собственников на передачу персональных данных

«В отношениях, где нет согласия, добра не бывает».

Верно ли данное изречение по отношению к собственникам помещений МКД в ситуации при смене способа управления или управляющей организации рассмотрим ниже.      

Исходя из требований ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация (далее - УО) в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, связанную с управлением таким домом вновь выбранной УО.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации 15.05.2013 г. Постановлением № 416 утвердило Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила 416).

В силу п. 20 Правил 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

В состав иных документов, подлежащих передаче при смене управляющей организации (далее – УО) включается также реестр собственников помещений в МКД, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) (пп. «д(1)» п. 26 Правил 491 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090).

Положениями части 3.1 статьи 45 ЖК РФ установлено, что УО обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать их ФИО, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является данное лицо, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, данная норма позволяет не получать согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре в случае, установленном настоящей статьей, а именно, при поступлении запроса о предоставлении такого реестра в целях созыва и организации проведения ОСС.

За отказ либо уклонение от передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов статьей 7.23.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно пп. «б» п. 4 Правил 416 сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных рассматриваются как стандарт управления МКД.

Как следует из вышеприведенных норм, при смене УО обязанность по передаче реестра собственников помещений в МКД возлагается на ранее управлявшую МКД организацию.

Стоит отметить, что отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон 152-ФЗ).

По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ).

Под обработкой персональных данных (далее - ПД) понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 Закона 152-ФЗ).

В силу требований ст. 7 Закона 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, обработка персональных данных допускается в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ).

Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Апелляционным определением Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015 по спору между заемщиком и банком.

Аналогичный вывод содержится также в Апелляционном определении Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-337/2018 по делу № 2-2350/2017:

«Из изложенного следует, что обработка персональных данных допускается или с согласия субъекта персональных данных или в случаях необходимости исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, то есть одной из сторон является лицо, осуществляющее в соответствии с заключенным договором в дальнейшем обработку персональных данных субъекта, а другой стороной договора (или выгодоприобретателем, поручителем) является субъект персональных данных.

Таким образом, названные положения (п/п 1 и п/п 5 пункта 1 статьи 6 Закона) защищают субъектов персональных данных от несанкционированного доступа к их данным со стороны других граждан, криминальных структур, представителей государственных органов, служб, организаций и учреждений, не имеющих на то соответствующих полномочий, путем регулирования порядка доступа субъектов к персональным данным».

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит прямого указания на получение от собственников помещений МКД согласия на передачу их персональных данных в случаях если такие данные требуются третьему лицу во исполнение договора, стороной по которому будут выступать все те же собственники помещений МКД, в некоторых регионах позиция контролирующих органов сводится к тому, что даже в рассматриваемой ситуации управляющим организациям необходимо заручиться согласием собственников на передачу их данных новой УО.

Об отсутствии обязанности УО на получение согласия собственников при переходе МКД в другую УО свидетельствует следующая судебная практика.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу № А12-47509/2015 по делу о рассмотрении заявления УО о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2. КоАП РФ.

При проведении проверки Инспекцией, в том числе, были выявлены нарушения, выразившиеся в том, что сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в МКД на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, в ООО «МУК г. Волгограда» из ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» переданы не были.

«Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем соответственно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела V Правил, подпункта «б» пункта 4, пункта 19 Правил.

Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 7.232 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенные нарушения…

В соответствии с апелляционной жалобой заявитель считает, что не нарушил требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирными домами документов (информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях, поскольку документы не переданы в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» на основании следующего:

«По мнению апелляционной коллегии, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы, доводы апелляционной жалобы - несостоятельны.

Передача в адрес ООО «МУК г. Волгограда» сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, не нарушает требований действующего законодательства о защите персональных данных.

Обязанность по передаче сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, закреплена в подпункте «б» пункта 4, пункте 19 Правил.

Обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем (подпункт 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Документация на многоквартирный дом, в том числе сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в домах на основании договоров, необходима для корректного и правомерного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом сведений о количестве зарегистрированных граждан, наличии (отсутствии) приборов учета и т.д.

ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», нарушив требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении требования».

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Ресурсы отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользуйтесь формой ниже. 

 



Комментарии

Комментарий

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!