Тема: Коммунальные услуги
Источник фото: https://www.pexels.com/
С момента начала работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — РО по ТКО) постоянно на форуме поступают новости о тех или иных спорных моментах. В одних регионах операторы вообще не начали работу в связи с бездействием органов субъекта РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ) и (или) самих назначенных выбранных на открытом конкурсе региональных операторов по ТКО.
В других регионах также возникают различные споры между РО по ТКО и управляющими организациями (УО). Одни касаются отказа РО, например, вывозить мусор, образующийся на придомовой территории, другие — споров по объемам вывозимых ТКО, третьи — условий заключаемых между РО по ТКО и УО договоров и т.д… Также имеется большое количество судебных споров, касающихся обжалования региональных нормативно-правовых актов об установлении нормативов ТКО.
Не облегчают работы управляющим организациям и разъяснения Министерств по вопросам ТКО. Например, известное и вызвавшее удивление Письмо Минприроды РФ № 08-25-53/24802 от 11.10.2019 года «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», о котором мы уже писали в нашей статье.
Хотя Минстрой РФ своем Письме от 25 сентября 2018 г. № 43298-ОГ/06 высказывал противоположную позицию касаемо отходов с придомовой территории МКД:
«...Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО.
Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
...Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора».
И вот в Верховном суде РФ было рассмотрено дело по заявлению гражданина К. об оспаривании пунктов 3 и 11 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее — Правила 269), как не соответствующих нормативно-правовым актам (НПА) федерального законодательства, имеющих большую юридическую силу.
Согласно пункту 3 Правил 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Административный истец указывал на то, что «...включение уличного смета в состав твердых коммунальных отходов при проведении замеров для установления норматива накопления твердых коммунальных отходов фактически включает уборку уличного смета в состав коммунальной услуги, что не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ.
Осуществление замеров отходов в целях определения нормативов без учета периодичности вывоза отходов ведет к повторному учету ранее учтенных отходов. При неежедневном вывозе твердых коммунальных отходов ежедневные замеры включают в себя объемы отходов, образовавшиеся за несколько дней».
Решением ВС РФ от 23 сентября 2019 г. № АКПИ19-543 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании пунктов 3 и 11 Правил 369.
ВС РФ обосновал свое решение следующими доводами:
Правительство РФ, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы административного истца о том, что твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1 статьи 20). Так, Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242.
Правила предусматривают замеры отходов, определение их массы и объема, осуществление замеров по объекту каждой категории независимо от периодичности вывоза отходов.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов направлен на установление их действительного объема и соответствует основным принципам экономического регулирования в области обращения с отходами.
В случае установления неправильности проведения замеров законодательство об административном судопроизводстве каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Кроме того, в решении ВС РФ указано, что «...доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам жилищного законодательства являются несостоятельными, поскольку часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусматривает структуру платы за коммунальные услуги, а часть 1 статьи 157 данного Кодекса определяет, как рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и они не регулируют вопросы нормирования в области обращения с отходами».
Таким образом, при возникновении в дальнейшем споров с РО по ТКО по вопросу включения в состав ТКО смета, веток, остатков зеленых насаждений и остальных отходов с придомовой территории МКД, имеется теперь мнение ВС РФ на этот счет, которое выражено в приведенном решении.
Надеюсь, теперь и Минприроды РФ в свете этого решения Высшего суда страны, не будет писать в своих письмах, что в состав ТКО включаются только отходы, образующиеся в жилых помещениях МКД.
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» 19 февраля проведет вебинар «Качество коммунальных услуг в МКД: параметры качества и ответственности УК (ТСЖ)». Оставить заявку можно по ссылке.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
17821 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!