crm

Блог

Главная ВС РФ признал законными нормы Постановления об установлении нормативов ТКО

Тема

Автор

за


ВС РФ признал законными нормы Постановления об установлении нормативов ТКО

Источник фото: https://www.pexels.com/

С момента начала работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — РО по ТКО) постоянно на форуме поступают новости о тех или иных спорных моментах. В одних регионах операторы вообще не начали работу в связи с бездействием органов субъекта РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ) и (или) самих назначенных выбранных на открытом конкурсе региональных операторов по ТКО.

В других регионах также возникают различные споры между РО по ТКО и управляющими организациями (УО). Одни касаются отказа РО, например, вывозить мусор, образующийся на придомовой территории, другие — споров по объемам вывозимых ТКО, третьи — условий заключаемых между РО по ТКО и УО договоров и т.д… Также имеется большое количество судебных споров, касающихся обжалования региональных нормативно-правовых актов об установлении нормативов ТКО.

Не облегчают работы управляющим организациям и разъяснения Министерств по вопросам ТКО. Например, известное и вызвавшее удивление Письмо Минприроды РФ № 08-25-53/24802 от 11.10.2019 года «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», о котором мы уже писали в нашей статье.

Хотя Минстрой РФ своем Письме от 25 сентября 2018 г. № 43298-ОГ/06 высказывал противоположную позицию касаемо отходов с придомовой территории МКД:

«...Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО.

Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

...Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора».

И вот в Верховном суде РФ было рассмотрено дело по заявлению гражданина К. об оспаривании пунктов 3 и 11 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее — Правила 269), как не соответствующих нормативно-правовым актам (НПА) федерального законодательства, имеющих большую юридическую силу.

Согласно пункту 3 Правил 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Административный истец указывал на то, что «...включение уличного смета в состав твердых коммунальных отходов при проведении замеров для установления норматива накопления твердых коммунальных отходов фактически включает уборку уличного смета в состав коммунальной услуги, что не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ.

Осуществление замеров отходов в целях определения нормативов без учета периодичности вывоза отходов ведет к повторному учету ранее учтенных отходов. При неежедневном вывозе твердых коммунальных отходов ежедневные замеры включают в себя объемы отходов, образовавшиеся за несколько дней».

Решением ВС РФ от 23 сентября 2019 г. № АКПИ19-543 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании пунктов 3 и 11 Правил 369.

ВС РФ обосновал свое решение следующими доводами:

  • Правительство РФ, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

  • Доводы административного истца о том, что твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права.

  • Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1 статьи 20). Так, Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242.

  • Правила предусматривают замеры отходов, определение их массы и объема, осуществление замеров по объекту каждой категории независимо от периодичности вывоза отходов.

  • Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов направлен на установление их действительного объема и соответствует основным принципам экономического регулирования в области обращения с отходами.

  • В случае установления неправильности проведения замеров законодательство об административном судопроизводстве каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Кроме того, в решении ВС РФ указано, что «...доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам жилищного законодательства являются несостоятельными, поскольку часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусматривает структуру платы за коммунальные услуги, а часть 1 статьи 157 данного Кодекса определяет, как рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и они не регулируют вопросы нормирования в области обращения с отходами».

Таким образом, при возникновении в дальнейшем споров с РО по ТКО по вопросу включения в состав ТКО смета, веток, остатков зеленых насаждений и остальных отходов с придомовой территории МКД, имеется теперь мнение ВС РФ на этот счет, которое выражено в приведенном решении.

Надеюсь, теперь и Минприроды РФ в свете этого решения Высшего суда страны, не будет писать в своих письмах, что в состав ТКО включаются только отходы, образующиеся в жилых помещениях МКД.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» 19 февраля проведет вебинар «Качество коммунальных услуг в МКД: параметры качества и ответственности УК (ТСЖ)». Оставить заявку можно по ссылке


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!