Тема: Общее имущество МКД
Источник фото: https://www.pexels.com/
Мы считаем естественным наличие газовой плиты в нашей квартире, не замечая уже и не считая каким-то чудом возможность использования газа для приготовления еды или обогрева наших жилых домов. Однако не всегда мы помним о том, что газ – источник повышенной опасности.
Об этом напоминают нам взрывы в жилых домах, в том числе и многоквартирных, по всей нашей стране, причиной которых послужило, в том числе, и неправильное обращение с газовым оборудованием либо его неисправность в результате не всегда надлежащего содержания. Но в большинстве своем виновными в чрезвычайных ситуациях признаны граждане, а не организации, обслуживающие МКД.
Нам всем ясно, что внутридомовое газовое оборудование нуждается в специализированном обслуживании. Но газовики, являясь в большинстве регионов монополистами, очень часто просто-напросто выкручивают руки управляющим организациям, навязывая не очень выгодные условия договора на обслуживание ВДГО и дополнительные, не всегда обязательные, виды работ. Тем более, что цены на такие услуги постоянно повышаются, а честной конкуренции зачастую просто нет. А конкурентов монополист старается не допустить на этот рынок, всяческими способами выживая компании-конкуренты. О таких конкурентных войнах в своем регионе, думаю, также слышали многие работники отрасли ЖКХ.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее по тексту – Правила 410).
С легкой руки нашей законодательной власти в первой редакции правил 410 осуществление деятельности по техническому обслуживанию ВДГО могли только газораспределительные организации, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа. Такие положения законодательства, закрепляющие исключительные права организаций, которые и так являются монополистами, не могли не породить судебные споры, пока Решением Верховного суда РФ от 10 декабря 2013 г. № АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Согласно пункту 131 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила 354) газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме.
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Таким образом, заключение договора на техническое обслуживание ВДГО обязательно для управляющей организации как для организации, отвечающей за содержание общего имущества, согласно положениям Правил 354, 491 и Жилищного кодекса РФ, указанные работы считаются предусмотренными в договоре управления и должны в обязательном порядке выполняться управляющей организацией. То есть, управляющая организация обязана предусмотреть указанные работы по техническому обслуживанию ВДГО при разработке предложений по утверждению перечня работ по содержанию ОИ МКД и платы за содержание и текущий ремонт на общем собрании собственников.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2018 г. № 13АП-33608/2017: «Обязанность Управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования в интересах граждан и с целью создания перед поставщиком газа и населением организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирного жилого дома исходит из приведенных судами положений пунктов 3, 4, 13, подпункта «г» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, пункта 4 Порядка № 239 и пункта 30 Правил № 410».
Вопрос лишь в том, какие работы и с какой периодичностью должны быть выполнены обслуживающей организацией по обслуживанию ВДГО, а также интересен вопрос о цене такого договора. Ведь не каждый руководитель готов отстаивать свою правоту в судах, вступая в споры по договору.
Известен даже случай, когда было устроено показательное отключение газа в многоквартирном доме, обслуживаемом одной управляющей организацией. Понятное дело, что не нашли, кто это сделал. Да и искать никто не будет, судя по работе наших правоохранительных органов. И доказать причастность к этому уважаемых газовиков практически невозможно. Но кому это понадобилось отключить газ в жилой многоэтажке в благополучном районе города? Просто обыкновенный человек и не пойдет отключать от газа целый дом, так как все-таки это чревато уголовной ответственностью, если такие действия повлекут ущерб имуществу или, не дай Бог, здоровью или жизни людей. Да и многие ли из нас знают, где отключается газовая труба, подающая газ в жилой многоквартирный дом?
Но по странному стечению обстоятельств как раз в это самое время у этой управляющей организации шел договорной спор с организацией, обслуживающей ВДГО, при заключении договора на новый год. И как вы думаете, договор был подписан на условиях управляющей организации или обслуживающей организации-монополиста? Ответ, я думаю, очевиден. Договор подписали и оплатили лишние деньги за услуги, которые были совсем необязательны. Ведь управляющие организации самые богатые у нас в стране, гораздо богаче энергетиков и газовиков и легко заплатят за ненужные работы, а то за «неизвестных лиц» от пронырливых газовиков спросят же именно с них.
Это как раз тот случай, когда всем ясно, откуда ветер дует, но проще согласиться и заплатить больше 100 тыс. рублей за необязательные и навязанные услуги, чем искать виноватых или ждать отключения газа со стороны «неизвестных лиц» остальных домов управляющей организации, а потом ждать проверок по жалобам жителей из-за отсутствия газа в квартирах.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого заказчиком и исполнителем (пункт 16 Правил 410).
В соответствии с пунктом 38 Правил 410 условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами 410.
По своей правовой природе, заключаемый договор на оказание услуг по техническому содержанию является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор считается заключенным в силу положений пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Ранее до внесения изменений пунктом 43 Правил 410 предусматривалось осуществлять обход трасс не реже 1 раза в год, а приборное обследование технического состояния газопроводов – не реже 1 раза в три года, осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования - не реже 1 раза в 3 года.
Постановлением Правительства № 1091 от 09.09.2017 года в указанный пункт внесены изменения, в соответствии с которыми подпункт «б» пункта 43 изложен в следующей редакции, на основании чего теперь Исполнитель обязан: осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
При заключении договора управляющим организациям необходимо проверить состав работ, включенных в договор на предмет его соответствия минимальному перечню работ по Правилам 410, во избежание внесения в него дополнительных работ, не предусмотренных перечнем.
Еще одним из спорных моментов при заключении договора на обслуживание ВДГО является цена договора.
Пунктом 1 ст. 709 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.
Статьей 424 ГК РФ пунктом 1 предусмотрено: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В пункте 2 указанной статьи сказано: изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 40 Правил 410 цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013 № 269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены указанные методические рекомендации (далее по тексту - Приказ 269).
Исходя из пункта 2 Приказа 269 следует, что методические рекомендации рекомендуется применять при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Таким образом, указанный нормативный документ не является обязательным для применения физическими и юридическими лицами при заключении договоров, так как он не является нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по установлению обязательного тарифа на указанные услуги по техническому обслуживанию ВДГО.
Судебные споры по данной категории договоров не особо разнообразные. Большинство их касается взыскания задолженности по действующим договорам на обслуживание ВДГО. При заключении договора споры возникают по пунктам, касающимся разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности газовых сетей, а также пунктам договора, касающихся оформления актов выполненных работ.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 г. № 06АП-4867/201 по делу № А73-6939/2016: «Из вышеприведенных положений Правил 491 не следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения до запорной арматуры (крана) включительно.
По общему правилу внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома; границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил № 491).
Для сетей газоснабжения установлено специальное правило: внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил № 491).
Учитывая вышеуказанные нормативные положения, запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме».
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 февраля 2017 г. № Ф03-6557/2016 (определением ВС РФ от 26 мая 2017 г. № 303-ЭС17-5751 отказано в передаче на рассмотрение в СК ВС РФ кассационной жалобы): «Согласно императивным требованиям пункта 39 Правил № 410 в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указывается адрес многоквартирного дома, в котором расположено внутридомовое газовое оборудование, техническое обслуживание и ремонт которого будут осуществляться по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, следовательно, каждый многоквартирный дом, находящийся в управлении истца, должен являться самостоятельным предметом договора на техническое обслуживание. Вместе с тем, нормами действующего законодательства не запрещается заключать единый договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в отношении нескольких многоквартирных домов.
В силу пункта 55 Правил № 410 выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).
Установив, что требование истца об указании в акте сдачи - приемки выполненных работ стоимости таких работ по каждому дому не противоречит положениям законодательства, суды обоснованно удовлетворили требования истца в данной части».
Таким образом, из вышесказанного возможно сделать следующие выводы:
заключение договора на техническое обслуживание ВДГО обязательно для управляющей организации как для организации, отвечающей за содержание общего имущества, согласно положениям правил 354, 491 и Жилищного кодекса РФ;
указанные работы считаются предусмотренными в договоре управления и должны в обязательном порядке выполняться в силу Перечня 290 и Постановления ВАС № 6464/10;
действующим законодательством РФ не предусмотрено обязательное установление и регулирование тарифов на услуги по техническому обслуживанию ВДГО;
изменение договорной цены возможно только по соглашению сторон на основании дополнительного соглашения. При наличии разногласий по договору – спор подлежит рассмотрению в судебном порядке по иску любой из сторон.
Спорить в суде с обслуживающей ВДГО организацией или как-то договариваться мирно (если в вашем регионе это возможно), либо принять все условия газовиков, закрыв глаза на несоответствие их варианта договора закону, эти вопросы каждый из руководителей управляющих организаций решает сам в силу различных исходных данных.
Но, думаю, вероятность заключить договор на условиях, соответствующих закону, будет выше в тех регионах, где будет присутствовать честная конкуренция, да и вообще будут работать конкуренты «дочкам от Газпрома». У управляющих организаций только в этом случае будет выбор для заключения договора на наиболее выгодных условиях с лояльной и организацией, которая будет ценить каждого контрагента. А от монополиста ждать честной и справедливой игры вряд ли стоит…
С уважением, Ильмира Носик.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18162 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Отличная статья!