new_year

До двухдневного семинара в Шерегеше осталось:

Блог

Главная Доступность МКД для маломобильных групп населения

Тема

Автор

за


Доступность МКД для маломобильных групп населения

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, которые должны  обеспечивать комфортное пребывание  в стране людей с ограниченными возможностями. В свою очередь управляющие организации должны обеспечить  доступную среду для инвалидов в МКД, которые находятся в их управлении. 

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда" на 2011-2020 годы" утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 г.г.   

Целью программы является создание условий, способствующих повышению уровня жизни маломобильных групп населения. Одно из направлений программы - доступность зданий и сооружений. Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Согласно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") органы государственной власти и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам  условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, культурно-зрелищным и другим учреждениям).     

Формы документов, которые создаются после проведения проверок на соответствие жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов, утвердили три приказа Минстроя РФ:

  • № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

  • № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и общего имущества в МКД;

  • № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

Основные требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения перечислены в СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".Наиболее актуальное требование для МКД - оборудование пандусов или подъемных платформ для инвалидов. Лестницы и пандусы ограждаются перилами. Вход в подъезд, в котором проживает инвалид, должен быть обозначен знаком доступности. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса; ширина дверного проема должна быть не менее 90 см. Двери на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 2,5 см.    

Подпунктом «В»  пункта 10  «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491), установлено, что  общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем  доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

 Как правило,  именно на эту норму ссылаются суды и ГЖИ при выдаче предписаний и привлечении к ответственности управляющих организаций.

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-121303/2017: управляющая организация г.Москвы  обратилась в Арбитражный суд с требованием о признании незаконным  предписания ГЖИ. Суд установил, что подъемная платформа в МКД смонтирована согласно проектной документации многоквартирного дома, не введена в эксплуатацию и не обслуживается управляющей организацией.  Как указал суд: в соответствии с требованием законодательства, если подъемные платформы установлены за счет средств инвестора, без учета бюджетных дотаций, без соответствующей передачи на баланс города, то соответственно, данное оборудование (подъемные платформы для инвалидов) должно входить в состав общего имущества дома, и, в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, принадлежать на праве собственности как общее имущество собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, управляющая организация обязана осуществлять эксплуатацию этих подъемных платформ либо при обязательном принятии соответствующего решения общего собрания собственников МКД безвозмездно передать в Департамент городского имущества города Москвы, для последующего оформления передачи в оперативное управление ГБУ «Жилищник района». В удовлетворении требований было отказано.

Постановление Арбитражного суда московской области от 2 февраля 2017 г. по делу № А40-14528/2016:    Управляющей организации так же не удалось обжаловать предписание ГЖИ. Судом установлено, что подъемные платформы для инвалидов находятся в нерабочем состоянии. В 2010 году дом введен в эксплуатацию, Мосгосстройнадзором перед выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в обязательном порядке проверялось наличие смонтированного в соответствии с проектной документации оборудования, предназначенного для передвижения маломобильных групп населения.Платформы подъемные для инвалидов-колясочников в данном доме установлены за счет средств застройщика, входят в состав общего имущества и управляющая компания осуществлять их эксплуатацию.

 Не редко с исковыми  требованиями к управляющим организациям обращаются и сами инвалиды.

При этом, как следует из Определения ВС РФ от 26.10.2012г по делу  № 78-КГ12-17, предметом доказывания по делу о доступности МКД маломобильным группам населения является факт отсутствия реальной доступности истцу занимаемого им жилого помещения. Однако суд доводы участников процесса о технической возможности или отсутствии таковой установить пандус либо подъемную платформу, не исследовал, лишь указав в решении, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема. Дело было направлено на новое рассмотрение.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.2017 № 33-22814/2017 по делу № 2-2534/2017  отказано в удовлетворении требований  инвалида об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, поскольку проектом не предусмотрена установка пандуса. Также  суд указал, что  отсутствует решение общего собрания собственников  о реконструкции здания  в связи с чем, обязанности обеспечить подъезд жилого дома устройством доступности оснований не имеется, поскольку данные работы связаны с воздействием на общее имущество собственников.

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ"О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах", статья 36 ЖК РФ дополнена п.4.1, согласно которого, приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

 


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!