Тема: Приборы учета
Источник фото: https://www.pexels.com/
Наверняка, каждая управляющая организация сталкивалась с ситуацией, когда собственники квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, обращаются с заявлением о перерасчете платы в связи с временным отсутствием. В качестве подтверждающих документов бабушки приносили справки из садоводческих товариществ, написанные от руки председателем дядей Петей; работяги- ж/д билеты на северный полюс (на вахту) со справкой от ООО УК «Рога Оленя»; а зажиточные умники - авиабилеты (в подтверждение того, что всю зиму жили в Куршавеле, а лето в Европе). Все они претендовали на перерасчет т.к. ИПУ в квартирах не установлен, а запредельные КР на СОИ - проблема управляющей организации. Кто-то вежливо отказывал, а кто-то соглашался на перерасчет (т.к. связываться с яжежителями иногда получается себе дороже).
Так было ровно до того момента пока Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 не были внесены изменения в п.86 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). В измененной редакции п.86 Правил 354 появился второй абзац, согласно которому: «Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы».
При этом собственники все равно продолжали толковать закон в свою пользу, считая непреодолимой силой каждое свое временное отсутствие.
И как часто бывает в ЖКХ окончательную точку в этом вопросе поставил только Верховный Суд РФ в решении от 22 августа 2018 г. по делу № АКПИ18-603.
Некто Ш обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими абзац первый пункта 86 Правил в той мере, в какой он предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу при временном его отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) в жилом помещении лишь в том случае, если это жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке; абзац второй указанного пункта; абзац первый пункта 91 в части, определяющей сроки подачи заявления о перерасчете; абзац второй пункта 92 в части, возлагающей на собственника обязанность к заявлению о перерасчете прилагать акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. По мнению административного истца, оспариваемые предписания Правил не возлагают на него обязанности, не предусмотренные федеральным законом, чем нарушают его жилищные права.
Со ссылками на статьи 153, 155, 157 ЖК РФ, Верховный суд указал, что из приведенных положений ЖК РФ в их системной взаимосвязи следует, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки.
Осуществление перерасчета платы за жилое помещение, оборудованное прибором учета, не предусмотрено законом, поскольку в случае отсутствия потребителя в занимаемом им жилом помещении плата начисляется лишь за реальный фактически потребленный объем коммунального ресурса, который фиксируется приборами учета.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии пункта 86 Правил в оспариваемой части принципам равенства, закрепленным в части 1 статьи 1 ЖК РФ, и преимущественном положении потребителей, проживающих в оборудованных приборами учета жилых помещениях, основаны на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Условие о подтверждении технической невозможности установки прибора учета не противоречит нормам ЖК РФ, более того, направлено на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов.
Таким образом, в случае, если потребителем не установлен прибор учета при наличии технической возможности его установки, право на перерасчет платы отсутствует. Данное положение Правил соответствует жилищному законодательству, Федеральному закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и гражданскому законодательству. Отсутствие соглашения между собственниками жилого помещения в отношении порядка пользования жилым помещением, установки прибора учета не может рассматриваться в качестве технической невозможности установки прибора учета.
Утверждение административного истца о том, что положение абзаца первого пункта 91 Правил не позволяет подать заявление о перерасчете в период временного отсутствия, основано на неправильном толковании данной нормы Правил, которая определяет лишь предельный срок подачи такого заявления - не позднее 30 дней после окончания временного отсутствия потребителя. До начала этого периода и после его окончания, но не позднее 30 дней по истечении указанного периода, потребитель может подать заявление о перерасчете.
Собственник, не обеспечивший установку приборов, не вправе ссылаться на отсутствие таких приборов как на основание для освобождения его от оплаты коммунальных услуг.
Поскольку перерасчет осуществляется в случае отсутствия приборов учета в связи с технической невозможностью их установки, абзацем вторым пункта 92 Правил предусмотрено, что к заявлению о перерасчете помимо документов, подтверждающих временное отсутствие, должен быть приложен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Данное предписание Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку принято в соответствии и в целях реализации норм жилищного законодательства и Федерального закона № 261-ФЗ.
Таким образом, всех собственников, обратившихся за перерасчетом можно смело посылать … читать решение ВС РФ от 22 августа 2018 г. по делу № АКПИ18-603.
Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов готовы решить любую вашу проблему. Вся информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18792 человека
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!